В Североуральске 12 июля подошли к концу Арцибашевские краеведческие чтения – дебют для города и Центральной городской библиотеки им. Арцибашева. Культурное событие растянулось на два дня: первый – лекционный, второй был посвящен экскурсиям. Для всех желающих (а слушателей на чтениях оказалось немало – зал библиотеки был занят под завязку) прозвучали 14 лекций по различной тематике, но среди них оказалась история, о которой невозможно молчать.
Одним из самых ярких выступлений на Арцибашевских чтениях стал доклад, с которым выступила краевед Североуральского городского округа Наталья Махвиеня. Ее тема «Город, который видел всех» зацепила многих присутствующих. – Североуральск – это город, который действительно видел всех! Казалось бы, в каком-то далеком уральском городишке – и вдруг 60 национальностей. Все это – наследие первой половины 20-го века, когда город стал центром массовых миграций, вызванных репрессиями, – начала свое выступления Наталья Ивановна.Она рассказала, что через Североуральск прошло немало опальных – раскулаченных крестьян, врагов народа, людей, попавших в плен к немцам, и спецпереселенцев с территорий, присоединенных к СССР. Более того, на территории Североуральского городского округа находился Проверочно-фильтрационный лагерь №0305 (ПФЛ №0305), который вмещал в себя от 3000 до 6500 человек. Его подразделения находились в Калье, недалеко от поселка Бокситы, остальные – на рудниках. Лагерь нужен был для обеспечения Североуральских бокситовых рудников рабочей силой.Первые эшелоны с репрессированными пришли на территорию современного Североуральска в 1928 году. Тогда в стране шла активная борьба с «кулаками» – крестьянами, которые отказывались отдавать власти излишки продовольствия. – Через два года в поселок Бокситы прибыло 1530 семей. Не человек, а именно семей, – отметила Наталья Махвиеня. – Всех их нужно было выгрузить и расселить. А расселять было некуда – жилье не построили. К тому же лесозаготовительные предприятия отказались снабжать продовольствием нетрудоспособную часть населения: детей, инвалидов, стариков и больных. Как результат – люди умирали от голода. Были даже известны факты каннибализма.
https://www.youtube.com/watch?v=q9iBeztPgP4
В годы Великой Отечественной войны Североуральск встречал освобожденных из плена советских солдат и офицеров. Пока их истории проверялись, военнослужащие содержались в лагерях. Руководство лагеря искало свидетелей, которые бы подтвердили: этот солдат не сам сдался в плен и не служил фашистам. С 1943 по 1946 год в ПФЛ №0305 фильтрацию прошли 10 344 человека. Из них реально осуждена была лишь дюжина – 12 человек.– А все остальные проходили издевательскую проверку, содержались, как зеки, чтобы доказать, что они не верблюды, – рассказывает краевед. – Обычно проверки длились от двух месяцев до полугода. Кому-то повезло меньше – их так и не оправдали. Но и те, кто проверку прошел, не смогли сразу вернуться домой. Они еще шесть лет обязаны были работать на СУБРе или на Бокситстрое.Несмотря на пережитые обычными людьми ужасы, Наталья Ивановна считает, что Североуральску в некотором роде повезло: репрессии принесли на Северный Урал много образованных, талантливых и трудолюбивых людей. Они участвовали в строительстве города, поднимали СУБР, привносили свою лепту в местные культуру и образование.– У нас создавались театральные постановки, играл музыкальный оркестр – и это в годы войны! К тому же в городских школах никогда не было недостатка в учителях немецкого языка, – резюмирует Наталья Махвиеня.
Наталья Махвиеня не только выступила с запомнившимся всем докладом, но и провела экскурсию по городу. Фото: Екатерина Крылова, «В каждый дом Про Североуральск»
Человек и бобер
Удивительную историю рассказала и гостья из Екатеринбурга – Наталья Граматчикова, чье выступление было посвящено организации заповедного дела на Северном Урале. На изучение этой темы женщину подтолкнула… фотография!– Я увидела на ней бобра и силуэт человека. Долго не могла понять, что же происходит на этом снимке. Стала изучать историю его происхождения. Оказалось, что на фото ученый вылавливал вшей у уникального бобра – западно-сибирского, которого исследователи искали с конца 1850-х годов!
В рамках первого дня чтений было много интересного. Например, Лариса Белоусова, заведующая Центральной городской библиотекой им. Арцибашева, презентовала журнал «СУППЧиК», в котором публикуются произведения североуральских авторов.– Наш журнал выходит с 2012 года. В нем есть разделы истории, искусства, публикуются стихотворения, рассказы и многое другое. Мы активно стараемся привлекать местных жителей к наполнению журнала, особенно молодежь. А то они пишут в стол, в блоги, а тут ведь настоящий литературный журнал! Так что если у вас есть пишущие знакомые – приводите их к нам, – обращается ко всем горожанам Лариса Белоусова.
Подводили итоги конференции за чашкой чая. Фото: Екатерина Крылова, «В каждый дом про Североуральск»
Тем, кто желает ознакомиться с остальными докладами, переживать не стоит: вскоре библиотека планирует выпустить сборник первых Арцибашевских чтений. Найти его можно будет в библиотеке либо на ее сайте – в электронном виде. Как говорит Елена Ефремова, заведующая отделом краеведческой литературы научной библиотеки им. Белинского города Екатеринбурга, вторая Арцибашевская конференция состоится не ранее чем через два года: «Чтобы подготовить хорошую качественную конференцию, необходимо время. На подготовку этих чтений у нас ушло более полугода…»– …и то мы приглашали тех, кого знаем и с кем общались, – дополняет Любовь Прямичкина, директор Центральной библиотеки им. Арцибашева. – Так что два года – самое оптимальное время. А пока любители истории могут набирать материал для своих докладов, чтобы выступить с ними уже на вторых Арцибашевских краеведческих чтениях.
Читайте новости о жизни города в социальных сетях - подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!
“ПроСевероуральск.RU” есть везде: во “Вконтакте”, в “Одноклассниках”, в Телеграм, в Яндекс.Дзене и Тиктоке. Присоединяйтесь!
Добавляйте нас в избранные источники в сервисе Новости..