К 90-летию СУБРа. Из архива Евгения Мылова: "В первое десятилетие"

К 90-летию СУБРа. Из архива Евгения Мылова: "В первое десятилетие"
Фото предоставлено краеведческим музеем Североуральска

Русские поселения на Урале в основном возникали рядом с рудниками или заводами. Не стал исключением в этом и поселок первостроителей СУБРа. Поначалу его называли просто "площадка". Так и говорили: "Пойдем на площадку". Она возникла на левом берегу Ваграна чуть выше места впадения в него речки Сарайной, неподалеку от месторождения, которое в первой половине 18 века обнаружил верхотурский рудознатец Григорий Посников, а в 1931 году открыл здесь бокситы Николай Каржавин.

Когда же начали рубить лес в сторону Петропавловского и строить первые жилые дома в районе нынешних улиц Октябрьской, Каржавина, Ленина, первые постройки стали называть Старой площадкой, а новые - Новой площадкой. Жилье строили одновременно со строительством промышленных объектов, разведкой месторождения и добычей боксита. Старая и новая площадки стали поселком (в народе его называли "СУБР"), и в 1938 году он получил официальное название - "Бокситы". А когда новая застройка слилась со старейшим в нашем крае бывшим селом Петропавловским, в ноябре 1944 года на карте Свердловской области появился новый город - Североуральск.

1. С чего начинался СУБР

В начале 30-х годов между Ваграном и Сарайной шумел сосновый бор. Кусочек его, между улицей Буденного и промплощадкой, сохранился до наших дней. В народе его зовут "Больничный лес". Потому что на северной стороне улицы стояла больница, и первоначально, в сороковые годы прошлого столетия, улица называлась "Больничная". По левому берегу Ваграна и обоим берегам Сарайной (еще со второй половины 18 века) тянулись сенокосные угодья жителей села Петропавловского. Старожилы помнят заросли цветущих черемух и шиповника, украшавшие берега рек.

В 1935 году на улице Клубной (вниз от ДК "Строитель") уже стояли два двухэтажных деревянных дома. Один из них - коридорного типа, в котором позднее располагалось общежитие №1. На улице Пионерской (ныне это своротка с улицы Ватутина к РСУ на бывшей Клубной) были два одноэтажных барака, в которых располагались амбулатория, почта, а в конце 30-начале 40-х годов - начальная школа. Здесь же построили магазин и здание управления СУБРа. На первых "улицах" росли мох и можжевельник, а среди них торчали пеньки срубленного леса.

На берегу Ваграна построили конный двор и служебные здания. В одном из них была контора управления. А специальное здание для управления СУБРа было передано петропавловской начальной школе №6, куда в 1935 году перевели учеников 6-7 классов.

Первая лесопилка находилась на месте нынешнего лесозавода. Кирпичный завод построили позднее на правом берегу Сарайной, недалеко от устья, рядом с месторождением глины, известным еще со времен М. Походяшина.

Промышленным и жилищным строительством тех лет руководил главный строитель Джунковский. Окончательно строительство Старой площадки закончили в 1936 году, когда директорами СУБРа непродолжительное время работали Гуляницкий и Щелканов.

По мере расширения геологоразведочных и добычных работ, объемы строительства возрастали, и количество объектов, которые необходимо было срочно построить, увеличивалось. Это потребовало специализации и более четкой организации труда. В сентябре 1936 года создаются две строительные конторы: "Жилстрой" - начальник М.Ф. Ковтун, прораб А.Н. Чукичев (отец ветерана учительского труда Нины Александровны Гущиной) и "Промстрой" - начальник Ф. Рябов.

Жилье строили ударными темпами. Создали четыре бригады плотников по 10-12 человек и две бригады отделочников. Возглавили их самые опытные и квалифицированные рабочие: Плотников, Н. Коротких, Д.Ф. Лебедев, Лемешко и другие. С лесопилки (начальник В.Я. Ожегов) и кирпичного завода (начальник Кропевных) стройматериалы возили на объекты лошадьми коновозчики И.Б. и В.И. Кочубей (отец и сын), С. Крыжановский, И.М. Потапенко, Андрей Тищенко, Федор Гайнулин и другие.
Вот как вспоминает о том времени Зариф Закирович Замигулов, приехавший сюда с семьей отца пятнадцатилетним из Татарии в 1935 году: "Отец мой был хорошим печником, и с ранних лет мне пришлось ему помогать класть печи. Нас приняли на СУБР. На Старой площадке было два двухэтажных жилых дома и две казармы, строилось здание управления рудника. Дома строили быстро, в течение месяца. Пни от срубленных деревьев вручную не корчевали, а техники не хватало, и они оставались в подвалах построенных домов..."

К началу 1940 года поселок Бокситы (СУБР) расстроился, и кроме государственного здесь уже было и индивидуальное жилье. Свои дома строили по обоим берегам Сарайной - почти от нынешнего моста по улице Каржавина по течению реки. Численность населения достигла 5500 человек. Работали клуб, столовые, баня, больница, амбулатория, радиоузел, сберкасса, почта, школа, телефон, телеграф. СУБР имел свой коммутатор.

Улицей Свердлова новый поселок был соединен с поселком Петропавловским, где проживало 3300 человек. В бывшем старинном селе находились конторы двух крупных предприятий: леспромхоза и химлесхоза. Работали два клуба, магазин, две бани, школа, почта, телефон и телеграф. Леспромхоз имел свой коммутатор. Так складывался новый рабочий город.

2. "Кадры решают все"

Начиная с геологических работ 1932 года основным костяком рабочих и руководящих кадров младшего и среднего звена были жители села Петропавловского, Покровского рудника и Турьинских медных рудников (были затоплены с начала гражданской войны и начали восстанавливаться только в конце 1934 года). В основном это были уже опытные горные кадры. Многие из них ушли на фронт и погибли. Имена погибших можно видеть на доске памяти в фойе здания управления СУБРа.

Как известно, первым директором СУБРа был Павел Алексеевич Туркин, а главным инженером с 1933 до 1937 года работал Сергей Иванович Загорский, окончивший горный факультет Московского института цветных металлов. Понятно, что с первых дней организации СУБРа остро стоял вопрос о жилье. Жители Петропавловского вынуждены были потесниться, несмотря на свои большие семьи. Руководители предприятия жили на улице Советской в доме раскулаченного Л.С. Воронцова.

В 1934 году в Южном карьере начали разработку месторождения открытым способом. Среди первых горнорабочих были Иван Сердюк, Д. Аксенов, Чугуев, С. Назмиев, Брылов, И. Нечупуренко, на взрывных работах - Н.П. Печенин, Г. Гильмияров, И. Бурков, В. Соломенцев, Я. Безруков. Один из них, Н.П. Печенин, во время взрыва травмировался и ослеп, долгое время жил в своем доме на улице Свердлова, а затем получил благоустроенную квартиру в районе железнодорожного вокзала. Первым начальником смены (горным мастером), при котором получили первые тонны боксита, был житель села Петропавловского Федор Иванович Дерябин, дети которого и сейчас живут в городе.

30 сентября 1935 года газета "Уральский рабочий" №226 опубликовала сообщение из Москвы о том, что трест Главалюминий начал финансирование строительства Северо-Уральских бокситовых рудников: на строительные работы ассигнованы первые 10 миллионов рублей.

На начало 1936 года на СУБРе были следующие цеха и службы: горный цех - начальник Н.П. Баянов, "Промстрой" - начальник Лысов, подсобный цех - начальник Л.И. Волков, автогараж - начальник П.Ф. Гусев, механический цех, электроремонтный цех - начальник Ермолов, цех гужевого транспорта - начальник Баранов, коммунальный отдел - начальник Расторгуев, энергетический - начальник Прокопенко, ДОК - начальник Тимошев, управление СУБРа (директор М.М. Аронсон).

В 1936 году началась подготовка к вскрытию запасов главного рудного поля вертикальным стволом шахты №1-Капитальная. Начальником проходки ствола был назначен горный техник Иван Витальевич Морозов, старшим инженером проходки - выпускник Днепропетровского горного института Емельян Трофимович Тараненко. Сменными начальниками (горными мастерами) работали горные техники Валентин Валентинович Климов, Вадим Григорьевич Шурыгин, Пряничников, Тюканов, механиком шахты и компрессорной - Омутных. Нормировщиком шахты и горного цеха был Отрадных, маркшейдером - А.И. Колотовкин (по образованию горный техник).

В конце декабря 1936 года начальником горного цеха СУБРа был назначен местный житель горный техник Николай Петрович Баянов. В августе 1938 года по приказу Главалюминия он стал директором СУБРа и проработал в этой должности до 20 августа 1939 года. Не долго работали на высших должностях директор СУБРа Ф.А. Иванов, и.о. главного инженера П.А. Заморин. С 5 февраля 1936 года по август 1937 руководил предприятием М.М. Аронсон, с 16 октября 1937 года по 31 марта 1938 года - Д.К. Иванов. Некоторые руководители были репрессированы.

Частая сменяемость руководящих работников предприятия не позволяла организовать добычу боксита в больших объемах и на больших площадях, покрытых лесом. К тому же без жилья и промышленных сооружений, энергоснабжения и техники, отсутствия железной дороги, электростанции, гаража и мехмастерских. И не случайно 21 августа 1937 года вышел приказ по Народному Комиссариату Тяжелой промышленности №721 "Об организации работ по кадрам", подписанный Народным Комиссаром В.И. Межлауком. Речь в нем шла о подборе, расстановке и выдвижении кадров на руководящую работу.

Для работы на СУБРе в 1935-1936 годах Надеждинским горкомом партии были направлены лучшие рабочие и техники: А.В. Павлов, В.В. Климов, И.В. Морозов, Г.Л. Зиканов, Г.А. Ведерников, техник-геолог В.Г. Юхин. Для укрепления партийной прослойки в Турьинскую геолого-разведочную базу, которая охватывала Турьинские рудники, Волчанск, Петропавловское, Никито-Ивдель, командировали Петра Андреевича Хошенко. Укрепление СУБРа руководящими кадрами и специалистами помогло выйти на новые рубежи.

3. Рабочими руками

Вскрытие боксита в карьерах, где он залегал близко к поверхности, производили вручную путем трехкратной переброски породы к бортам карьера. Затем на "колышках" вывозили породу, и рудное тело перед добычей очищали "под метлу". Поначалу на "колышках" (опрокидывающаяся двухколесная тележка с деревянным ящиком, запряженная лошадью) вывозили и добытый боксит на склад. Такие "самосвалы" к тому времени применялись на открытых горных работах Урала уже в течение двух столетий.

Первые автомобили появились в карьерах в 1937 году. Главными инструментами горных рабочих по-прежнему оставались лом, кирка и лопата. Руда, добытая забойщиками Н.П. Постниковым, А.В. Павловым, братьями Н.В. и А.В. Клюка, С. Фединым и другими, отличалась высокой чистотой. Бывало, без взрывных работ, разбирая ломиками толщи плитнякового боксита, забойщики грузили по 40 бортовых трехтонных машин в смену.

В первые годы боксит возили на станцию Вагран (ныне поселок Старые Бокситы). Там организовали склад для руды и горючего. Водители часто нарушали противопожарную безопасность и вскоре случился пожар. Благодаря смелости начальника станции Романа Тимофеевича Данилова удалась избежать взрыва: он задержал товарный поезд и открыл люк цистерны с горючим, чтобы она не взорвалась. Пламя горящей цистерны было видно даже из села Петропавловского.

После пожара было решено построить железнодорожный тупик за пределами станции к югу от нынешнего городского кладбища. Там оборудовали склад для горючего и эстакаду для погрузки боксита, а для работников погрузки и разгрузки боксита и материалов построили барак. Следы этого тупика и сейчас видны. В народе он назывался "старый тупик". От дороги на Петропавловское до тупика проложили лежневку из бревен, обшитых досками.

Боксит на складе распределяли по сортам. В первое время на погрузку подавали крытые выгоны и платформы, грузоподъемностью 16-20 тонн. Боксит в вагоны грузили носилками, разгрузку боксита с бортовых автомашин вели круглые сутки, в три смены. Руководил погрузочным цехом Даниил Антонович Зизо, а в сменах - десятник Воронцов и другие. В течение восьмичасовой смены разгружали до 40 автомашин. И все это делали женщины. Работали и в проливные дожди, и в сорокаградусные морозы. Просушить одежду и обогреться можно было только у костра.

Вот известные нам имена тружениц погрузочного цеха: Екатерина Васильевна Маслакова, Анфиса Баженова, Мария Попова, Елена Ивановна Еремизина, Агриппина Ивановна Еремизина, Анфиса Ефимовна Кондратьева, Любовь Джевлак, Зинаида Афанасьевна Дубровина, Александра Вавиловна Федорова (Павлова). В основном это бывшие работницы Покровского рудника. Были и другие, из Туринских рудников. Все они отличались большой физической силой и выносливостью.

Одновременно от тупика к площадке СУБРа строили железную дорогу. 10 ноября 1936 года начальником работ по строительству железнодорожного пути и гражданских сооружений был назначен П.Ф. Фихитцкий. Через Троицкий Исток и Колонгу построили мосты. Построили и новый тупик с подъездными путями, эстакадой для разгрузки и погрузки боксита и складом горючесмазочных материалов. На старом тупике разобрали, перевезли на новый и вновь собрали барак для рабочих (сгорел в 50-60 годы прошлого столетия).

В 1938 году на СУРБ прибыл первый паровой экскаватор марки "МЭНК" и встал на погрузку руды в карьере. Его появление не было случайным: шла подготовка к первым массовым взрывам, которые должны были резко увеличить фронт добычи боксита. Экскаватор был и первой ласточкой механизации ручного труда в карьере. Проекты на массовый взрыв по методу Демедюка выполнял заведующий взрывными работами горный техник Борис Александрович Смышляев. При подготовке и ведении массовых взрывов внесли свой вклад Федор Иванович Дерябин, Семен Семенович Дерябин и Павел Николаевич Постников.

Нужны были свои паровозы (все маневры на станции производились паровозами НКПС). Железную дорогу проложили до бункеров, расположенных на западном борту Южного карьера (в районе старого автогаража СУБРа и столовой 1). В январе 1940 года начальником Спецпромстроя ОКСа был назначен С.М. Саламатин. Его обязали закончить работы второй очереди строительства железнодорожного пути в первом квартале.

Готовили и свои кадры железнодорожников. В 1939 году состоялся первый выпуск закончивших курсы машинистов. А первый паровоз, принадлежащий СУБРу, привел 28 апреля 1940 года Григорий Артемович Цирюлик (ушел на заслуженный отдых в 1970 году). Встреча первого паровоза стала праздником всего коллектива СУБРа.

Увеличение добычи боксита и объемов строительства требовали все большего количества рабочих рук. Призывы о наборе рабочих на СУБР печатали областные газеты, они звучали по областному радио. Требовались забойщики, электромонтеры, машинисты паровых турбин, кочегары и разнорабочие. В 1937-39 годах на курсах обучения готовили большие группы рабочих разных специальностей. Своими крепкими и умелыми руками вместе с первостроителями они подняли СУБР на первую ступеньку роста и возмужания

Подготовлено к печати по воспоминаниям ветеранов СУБРа М.А. Смышляевой, Р.К. Ковалевой и архивным материалам.

Евгений Мылов, краевед.

Уважаемые читатели! Человеческая память несовершенна. Вполне возможно, что в наших материалах, публикуемых по воспоминаниям, есть ошибки и неточности в именах и датах. Чем дальше уходят от нас события славных первых десятилетий истории СУБРа, тем труднее восстановить их картину. Поэтому будем вам очень благодарны за любые уточнения и дополнения. Если у вас есть фотографии тех лет, дневники или записные книжки ваших родных, бывших работников СУБРа - приносите в редакцию. Звоните по телефону 3-01-05. Никто не должен быть забыт.

Подготовил к печати Геннадий Патрахаев.

Иллюстрация в анонсе: Виктор Воинков
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных