В будние дни по утрам и вечерам рейсовые автобусы идут переполненными - жители поселков едут на работу и с работы. Пассажиры платят за проезд, покупая билет у кондуктора. Пенсионеры при этом достают талончики, которые им выдают в соцзащите. Один талончик дает право на бесплатный проезд в автобусе. Трудящиеся платят за возможность попасть на работу по полной программе - никаких льгот для человека, получающего зарплату, не предусмотрено. Не предусмотрено льгот и для студентов-очников, обучающихся в политехникуме. Причем, никаких проездных, дающих право на безлимитный проезд, никто кондуктору не предъявляет. Вероятно, в Североуральске нет такой услуги, как проездной на общественный транспорт.
Мы решили спросить руководителя ООО “Спецтехника” Алексея Смышляева, существуют ли в нашем городе практика продаж проездных билетов на автобус. Алексей Александрович уверил, что проездные продаются в кассе автовокзала, а стоимость их лучше уточнить у диспетчера.
Диспетчер автовокзала Наталья Шкодина подтвердила слова руководителя автобусного парка.
- Конечно, у нас есть в продаже проездные, - сказала Наталья Александровна. Такой документ дает право месячного проезда из любого поселка до города. Стоимость проездного - это цена одного билета умноженная на 50 поездок. К примеру, билет из Черемухово до Североуральска стоит 67 рублей. Значит, проездной будет стоить 3 тысячи 350 рублей. Цена билета от Кальи до города - 35 рублей, соответственно, цена проездного - 1 тысяча 750 рублей.
По словам диспетчера, покупать проездные нужно заблаговременно. К примеру, если он нужен на февраль, лучше успеть купить до 31 января. И единственная точка, где можно приобрести этот документ на проезд, - городской автовокзал.
- Вот только покупают у нас их очень редко, - посетовала Наталья Шкодина. - Бывает, что студенты купят, ну они и катаются на автобусе значительно чаще, чем остальные. Работающим людям этот проездной невыгоден, как по мне. Не все ездят 50 раз в месяц в город и обратно в течение месяца.
Людмила Сереброва пользуется общественным транспортом почти ежедневно - она работает с понедельника по субботу в ДК “Современник”, а живет в Черемухово. То есть, туда-обратно ездит примерно 52-54 раза в месяц. Но, как пояснила Людмила Владимировна, она ничего и не знала о том, что существует возможность приобретения проездного талона на автобус.
- Слышала давно уже, что есть какие-то проездные, - говорит она. - Но сколько они стоят, не знаю. Если цена на него три с лишним тысячи, какой в них толк? Я столько же отдаю кондуктору в месяц. Зачем мне ехать за ним специально на автовокзал? Просто купила билетик и едь!
- Не вижу никакой выгоды для себя в приобретении проездного, - вторит ей жительница Черемухово по имени Елена. - У меня пятидневка, то есть, я еду в город и обратно примерно 44 раза в месяц. По стоимости это 2 тысячи 948 рублей. А проездной стоит на 400 рублей больше. И зачем он мне? Вот если бы были какие-то бонусы на проезд, как в других городах, тогда да, купила бы и ездила. А так, никаких скидок, и какой смысл в покупке?
Житель Екатеринбурга Сергей рассказал, что пользуется городским общественным транспортом. И время от времени приобретает проездные, которые продают на определенное количество поездок.
- Покупаешь проездной на 10 или 20 поездок, и платишь меньше, - говорит мужчина. - К примеру, цена билета на автобус по городу - 26 рублей. Если я куплю проездной на 20 поездок, стоимость каждой поездки снизится примерно на рубль-два. Для студентов существуют дополнительные скидки. В общем, это довольно выгодно получается.
Мы вновь обратились к Смышляеву за разъяснением: почему в Североуральске никак не продвигается такая услуга, как проездной. Ведь люди бы охотнее приобретали такие документы, если бы почувствовали какую-то выгоду для себя.
- У нас это направление никак не субсидируется, - пояснил он. - Вот и сейчас денег, которые выделила администрация на субсидии, хватит только на восемь месяцев. Я имею ввиду проезд отдельных категорий льготников и возмещение выпадающих расходов (когда автобусы едут полупустыми). По поводу проездных, ну как-то не было особого интереса к этой теме. У нас даже студентам никаких льгот администрация на проезд не дает. Уже несколько лет на общественный транспорт денег не хватает. Мы, конечно, пишем письма в область, ведем диалог с нашей администрацией. Возможно, дело сдвинется с мертвой точки с приходом Светланы Мироновой. По крайней мере, я очень на это надеюсь. Вот нам хоть бы один автобус новый к лету приобрести, он нам как воздух нужен. А потом, конечно, можно подумать и о проездных. И то в случае, если будет поддержка администрации в этом вопросе.
К слову, диспетчер автовокзала Наталья Шкодина сказала, что проездные для своих сотрудников активно приобретает швейка.
- Они закупают у нас проездные оптом, на весь год, - объяснила Наталья Александровна. - Но не в кассе автовокзала, а видимо по перечислению на счет. А больше ни одна организация не покупает проездные талоны для работников. Нет такой практики в нашем городе.
Иллюстрация в
анонсе: Вадим Аминов, ВК-Медиа