Североуральцам рассказали о том, как празднуется Пасха по-марийски. Пекут блины в печи и поминают усопших

Первое, что бросилось в глаза 18-летней девчонке, покинувшей родину и приехавшей жить в наш северный край, это снег. – Не просто снег, он и у нас в Башкирии есть, а много-много снега, кругом, – вспоминает свой приезд в Черемухово в апреле 2001 года Вера Аликаева, – у нас уже грачи прилетели, весной пахло, а тут до середины мая снег не таял. К снегу за 15 лет девушка привыкла. А традициям своего народа верна и сейчас. Несмотря на то, что бог у марийцев свой, языческий, здесь Вера ходит в нашу церковь, говорит, Бог для всех един. Праздники в семье Аликаевых тоже отмечают и по-нашему, и по-своему. На встрече национальных культур, состоявшейся в ДК «Малахит» 16 апреля, Вера Аликаева спела песню про черемуху и частушки. Обе дочки болели за маму из зала. Фото: Алла Брославская, «В каждый дом» На встрече национальных культур, состоявшейся в ДК «Малахит» 16 апреля, Вера Аликаева спела песню про черемуху и частушки. Обе дочки болели за маму из зала.
Фото: Алла Брославская, «В каждый дом» – Например, Пасха у нас тоже есть, – говорит Вера, – отмечается она на четыре дня раньше христианской. В этот день живые поминают усопших. По марийским обычаям, празднование Пасхи (Коче) начинается с раннего утра. Первым делом в доме настежь открываются двери, чтобы все покинувшие этот мир могли войти и провести праздник вместе с родными. На маленьком столике (отдельно) накрывают чай, ставят сладости – специально для покойных. Топят баню, моются. Пекут в печи блины. Потом готовят праздничный обед, обязательно среди прочих угощений на столе в этот день должна быть свежезарезанная курица – приношение богам. Прежде чем сесть обедать, по традиции, зажигаются поочередно свечи – сначала в честь богов мира мертвых – Киамат туре и Киамат сарус, после поименно за каждого умершего. По окончании празднования все, что было на столике для угощения покойных, собирается и выносится за ворота. – Это должны съесть собачки, птички, – объясняет марийка, – таким образом усопшие будут помянуты всеми. Родной язык Вера знает, с мамой, которая живет в Башкирии, она общается на марийском. Что касается национальной кухни – в этом Вера не сильна. Но утверждает, что традиционным блюдом у марийцев, как и у русских, считаются блины, только готовят их прямо в печи. В поселке Черемухово родились трое ребятишек Аликаевых – дочь Настя, сын Александр и маленькая Катюша, ей сейчас два года и четыре месяца. Своей родни в поселке у Веры нет, но тесно дружат они с родственниками мужа – его братом и сестрой. «Можно сказать, одной семьей живем», – говорит мама троих детей. Есть в поселке много земляков, много среди черемуховцев и марийцев. Но общаются Аликаевы со всеми, кто желает общаться. Характер от национальности не зависит, – считает Вера, – а зависит только от самого человека. Везде есть люди хорошие и не очень. Вера поехала в Черемухово за любимым женихом. Ей было 18, Вадим – на шесть лет старше, он уже работал на шахте в забое. Оба супруга по национальности марийцы, а родились в Башкирии, в деревне Большешукшаново.
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных