Вячеслав Моше Кантор: перспективы ядерного нераспространения и основные угрозы ядерной безопасности

Общественный деятель Вячеслав Моше Кантор, известный во всём мире за свою неустанную работу по продвижению и укреплению принципов толерантности во всех странах, считает не менее важной темой для масштабного общественного обсуждения ядерную безопасность и проблемы режима ядерного нераспространения. 

В 2007 году он даже выступил инициатором создания Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы – организации, состоящей из высокопрофессиональных экспертов по всем сторонам ядерного вопроса. По мнению Кантора, создание такой организации должно было повысить актуальность обсуждения проблемы, которая к XXI веку утратила свою остроту, а также наладить независимый от государств и правительств мониторинг вопроса, в том числе с привлечением общественности.

Сегодня Люксембургский форум традиционно собирается для обсуждения самых свежих и значимых новостей и тенденций в сфере ядерной безопасности; по итогам таких обсуждений составляется декларация с основными выводами и рекомендациями экспертов, которая в дальнейшем направляется для изучения главам правительств, международных организаций и военных ведомств.

Можно ли предсказать создание ядерного оружия?

Режим ядерного нераспространения действует в мире на протяжении нескольких десятилетий, однако его результаты далеко не так впечатляющи, как хотелось бы сторонникам мира без ядерного оружия. В самых разных частях света возникает информация о том, что то или иное государство готово приступить к созданию собственного ядерного оружия или уже озаботилось этим. Существуют ли способы предсказать, какое государство в ближайшем будущем может стать источником напряжённости для режима ядерного нераспространения, и пресечь этот процесс до того, как страна превратится в ядерную державу? Этим вопросом задались и эксперты Международного люксембургского форума под руководством Вячеслава Моше Кантора. В 2013 году совместно с экспертами из Женевского центра политики безопасности участники форума приняли участие в конференции «Критерии безопасной толерантности режимов ядерного нераспространения». Именно на этой конференции, как позже сообщил сам Вячеслав Кантор, эксперты пришли к решению о необходимости масштабного исследования, которое было бы посвящено выявлению тех признаков и критериев, что означали бы: государство близко к так называемой «красной черте», после которой вероятность появления у него ядерного оружия становится критически высокой.

Сами эксперты, и в том числе Вячеслав Моше Кантор, обосновали необходимость подобного исследования следующим образом: выявленные критерии позволят обозначить границы так называемой ядерной толерантности. Под этим подразумевается допустимость мирного атома, создание ядерных технологий и разработок, однако пресечение на корню возможности изготовления ядерного оружия. Как пояснил Вячеслав Кантор, ссылаясь на Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), само использование ядерных технологий, ядерного топлива, атомной энергетики и других мирных вариаций этой технологии не возбраняется ни для каких стран, однако это справедливо лишь до тех пор, пока у международных наблюдателей не возникают подозрения, что «мирный атом» выступает лишь прикрытием для реальной разработки ядерного оружия.

Если ситуация развивается по последнему сценарию, на сцену выступает Совет безопасности ООН, имеющий право накладывать ограничения в развитии и использовании ядерных технологий. Однако, подчеркнул Моше Кантор, подобная система далеко не всегда оказывается эффективной, что продемонстрировала, например, ситуация с Ираном. ООН запретила Ирану обогащение урана, однако запрет не был настолько категоричным, чтобы поставить точку в этом споре, и дальнейший длительный переговорный процесс, по сути продолжающийся до сих пор, является тому подтверждением и следствием.

Именно для таких ситуаций, уверен Вячеслав Моше Кантор, должны быть выработаны конкретные и жёсткие критерии для определения степени опасности, при которой ни о какой «ядерной толерантности» и компромиссном подходе к потенциальному производителю ядерного оружия уже не может идти речи.

Стоит отметить, что Вячеслава Кантора в целом вопросы толерантности и безопасности, их взаимодействия и взаимоограничения далеко не праздные. Сам Кантор – автор и бессменный сторонник концепции «безопасной толерантности», при которой терпимость и толерантность не должны распространяться на те сферы, случаи и условия, что представляют собой угрозу безопасности, причём безопасности как отдельных граждан, так и глобальной. Подобная концепция, уверен Моше Кантор, гораздо больше отвечает требованиям современности и настоящего уровня развития общества, чем пассивная безграничная толерантность, которую пропагандировали в Европе в XX веке. Подобный же инновационный подход должен применяться и в вопросах ядерной безопасности, говорит Кантор. В любом вопросе, подчёркивает Вячеслав Кантор, должны существовать чётко определённые границы для терпения и толерантности, и за этими границами невмешательство представляет собой уже опасность. Как только граница пересечена, меры должны последовать максимально быстро и максимально жёстко, чтобы не допустить развития такой ситуации, которая угрожает безопасности. Результатом мер должно стать возвращение к цивилизованному компромиссу или полному отказу от угрожающих безопасности шагов. Такова позиция Вячеслава Моше Кантора, и она, по его мнению, в полной мере справедлива в отношении ядерного нераспространения и темы ядерной безопасности в целом.

Что касается разрешения уже существующих проблем и спорных моментов на ядерной картине мира, то здесь эксперты под руководством Моше Кантора единодушны: их невозможно разрешить без вовлечения и участия ведущих мировых держав. Идеальным вариантом стало бы создание специализированного центра, агентства или организации, в чьи обязанности входил бы прямой контроль за доставкой и производством ядерного оружия и материалов. Разумеется, среди экспертов и специалистов подобного центра должны быть представлены специалисты из всех ядерных государств.

Международная напряжённость и ядерное разоружение

Международная обстановка в мире, как показывает опыт, имеет самое непосредственное влияние на процесс ядерного разоружения и ядерной безопасности. Именно поэтому многие эксперты, в том числе Вячеслав Моше Кантор, особенно пристально следят за взаимоотношениями между державами и теми моментами напряжённости, которые возникают между ними. В последние годы самое пристальное внимание сосредоточено на России и США – ведущих ядерных державах, которые по-прежнему контролируют подавляющее большинство ядерного оружия в мире и являются теми центрами, которые запустили в своё время процесс ядерного нераспространения. Особенно беспокоит Моше Кантора и других экспертов тот момент, что с охлаждением отношений между этими двумя странами фактически в застое оказался и дальнейший процесс ядерного нераспространения, поскольку застопорился переговорный процесс по основным договорённостям в этой сфере.

Нет договорённостей – нет стабильности и контроля, говорят Вячеслав Кантор. Ещё в 2014 году, на очередной конференции Люксембургского форума, прошедшей в Женеве, Моше Кантор в своём выступлении напомнил, что между ведущими ядерными державами существует множество договорённостей не только непосредственно по сокращению ядерных арсеналов, но и по утилизации ядерных материалов, по контролю в этой сфере, по научным разработкам в сфере мирного атома и много других. С ухудшением международных отношений под ударом оказываются и эти направления.

Сам Вячеслав Моше Кантор видит немалую проблему в том, что сама тема ядерной безопасности в последние годы отошла на второй план и как будто исчезла из повестки перед лицом более «горячих» и актуальных тем международной политики. При этом, как подчёркивает Кантор, сама проблема далеко не исчерпана, а невнимание к ней лишь усугубляет ситуацию и позволяет проблемам накапливаться, что негативно сказывается на шансах их оперативного разрешения в будущем.

Другое проблемное место – отсутствие конкретных перспектив и понимания о будущем процесса ядерного разоружения, говорит Моше Кантор. Рост напряжённости между странами привёл к тому, что практически прекратились даже консультации по темам дальнейших Договорах о СНВ, хотя такого не бывало даже в период холодной войны. Свою роль играет и отсутствие желания отдельных стран как ратифицировать уже существующие и предложенные ООН договоры в сфере ядерной безопасности – например, договор о запрете ядерных испытаний – а также актуализировать и переработать устаревшие договоры и протоколы в сфере ядерного нераспространения, которые позволили бы говорить более предметно и конкретно на эту тему на современном этапе.

Угроза ядерного терроризма

Глобальная безопасность по определению вынуждена сталкиваться с глобальными угрозами, и в сфере ядерной безопасности такой угрозой естественно является ядерный терроризм. Эта угроза непосредственно связана со всеми прочими, и особенно – с теми спорными моментами, которые возникают в сфере режима ядерного нераспространения. В частности, как не раз подчёркивал Вячеслав Кантор, появление тех самых «пограничных» стран, которые стоят на пороге разработки ядерного оружия, напрямую влияет на расширение чёрного рынка, где террористы могут раздобыть ядерные материалы и непосредственно готовое к использованию ядерное оружие. Ухудшение контроля за транспортировкой и использованием ядерных материалов в свою очередь повышает шанс того, что представители террористических группировок могут украсть или перевезти контрабандой всё вышеперечисленное.

Вячеслав Моше Кантор убеждён: не существует такой крупной террористической организации, которая не желала бы получить в своё распоряжение оружие массового поражения. Проблема обостряется за счёт того, что при современной открытости границ для перевоза подобного оружия практически не существует ограничений и по-настоящему действующих запретов – террористам достаточно обзавестись грузовиком, начинить его нужными материалами и собрать «грязную бомбу» в той точке, куда они этот грузовик пригонят. На это накладывается проблема растущего радикализма по всему миру, которая, по мнению Вячеслава Кантора, остаётся сильно недооценённой официальными властями.

Можно ли решить эту проблему? По мнению Вячеслава Кантора, первостепенными здесь должны быть шаги по санкциям и ограничениям для тех самых пограничных стран, чья деятельность в ядерной сфере уже вызывает вопросы с точки зрения безопасности – таких стран, как Иран и Северная Корея. Кроме того, говорит Кантор, необходимы более жёсткие подходы и в борьбе с самим терроризмом. В частности, подчеркнул Кантор, большим позором для международного сообщества является сам факт существования таких организаций, как ИГ (Исламское государство, террористическая организация, запрещённая в РФ). Необходима борьба и с теми негативными тенденциями в обществе, которые способствуют развитию терроризма – это рост радикализации, популярность экстремистских и радикальных группировок, распространение агрессивных человеконенавистнических идеологий и так далее.

Рекомендации и предложения

Эксперты Люксембургского форума под председательством Вячеслава Кантора регулярно собирают и представляю правительствам мира свои рекомендации по разрешению тех или иных ситуаций, в том числе кризисных, в сфере ядерной безопасности. В марте 2017 года была представлена книга «Предотвращение кризиса в контроле над ядерными вооружениями и катастрофический терроризм», где совместно со специалистами фонда «Инициатива по сокращению ядерной угрозы» (NTI) эксперты форума презентовали свои наработки и предложения. Ключевую роль в книге заняли вопросы отношений между ведущими ядерными державами, в целом перспективы режима ядерного нераспространения и рекомендации по разрешению кризисов, связанных с ядерными программами Ирана и КНДР. Основным посылом книги можно назвать призыв не разрывать никаких плодотворных сотрудничеств в таких сферах, как контроль за нераспространением ядерного оружия, глобальная безопасность и мониторинг ядерных программ. Отдельного обсуждения заслужили и ситуации вокруг «пограничных» стран. Как пояснил Вячеслав Кантор, проблема связана не только с возможным появлением новых ядерных держав в нарушение существующих договорённостей, но и с тем, что этот факт может повлечь за собой «эффект домино» - где появилась одна держава, появятся ещё несколько, поскольку режимы других стран, особенно радикально настроенные, увидят, что это возможно и нарушение договорённостей на международном уровне войдёт в норму. Кроме того, логичными станут и заявления соседних с новыми ядерными державами стран о том, что им необходимо ядерное оружие для собственной защиты и создания баланса в регионе. В подобной ситуации, убеждён Моше Кантор, весь режим ядерного нераспространения ждёт крах.

Ещё одно направление международных отношений, непосредственно связанных с ядерной безопасностью, за которое ратуют эксперты, это поддержание существующих договорённостей между странами, невзирая на сиюминутные политические разногласия. Вячеслав Моше Кантор в этой связи напомнил об опасности новой гонки вооружений, которая несомненно возникнет, если ядерная сфера и сфера вооружений в целом не будет контролироваться международными соглашениями. Без контроля, диктуемого подобными программами, без мониторинга и проверок державы не будут знать о реальных военных потенциалах друг друга и без сомнения будут стремиться к бесконтрольному наращиванию собственного, а это замкнутый круг, где известная поговорка «у страха глаза велики» может иметь самые катастрофичные последствия.

Опасность нестабильности

В целом ситуация, когда отношения между странами и вообще на международной арене нестабильны, не может быть благоприятной для глобальной безопасности, убеждён Вячеслав Моше Кантор. Выступая на конференции «Ядерные стратегии и стратегическая стабильность» в июне 2018 года, Моше Кантор без обиняков назвал положение дел в мире на современном этапе никак не способствующим соблюдению режима ядерного нераспространения. Повышается напряжённость между странами, вспыхивают локальные и региональные конфликты, возникает военное противостояние – всё это представляет собой угрозу ядерной стабильности. Особенно тревожащим Вячеслав Кантор считает то, что на фоне всего происходящего продолжает приходить в упадок режим контроля над ядерным оружием, поскольку в зоне риска прекращения своего существования оказываются всё более важные и ключевые договора в этой сфере.

Источник: http://vyacheslav-kantor.ru/

Иллюстрация в анонсе: pixabay.com, geralt
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных