Маргарита Часовникова вспоминает о Ялте

10:00 04 января 2024
Автор: Редакция
Наша постоянная читательница и друг нашей редакции Маргарита Максимовна Часовникова решила поделиться своими воспоминаниями. Публикуем их с небольшим редактированием. Маргарита Максимовна пишет хорошо, просто и ясно, но, как говорит она сама, ее глаза видят все хуже и хуже.

Вояж на Ялту

Когда я жила на Украине, наш трест строил на Ялте дом отдыха. Как-то начальник предложил поехать в августе месяце туда помочь, поработать. Ну кто же будет против Ялты, да еще в разгар сезона? Взяла сына, ему тогда было 5 лет, и мы укатили.
Жили мы на берегу моря, правда закрытая зона для нас, живущих, была только посередине. В помещении стояли кровати, застеленные чистыми простынями. На работу мы ездили на фуникулере. Сын еще спал, когда мы уезжали. А потом он вставал и бежал к морю. Барахтался там до двух часов дня, пока я не приезжала за ним, чтобы пойти в столовую. Питались мы на один талон, нам хватало. А к вечеру шли на базар, покупали что-то на ужин. Вообще, в сезон и фрукты, и овощи были дорогими на рынке, а в магазинах их не было.
Конечно, уезжая на работу, я просила женщину, которая у нас убиралась, поглядывать за сыном. Хотя, народу на море была уйма, и вряд ли кто-то мог утонуть. А у сына было очень много новых впечатлений - он полдня вытаскивал из моря медуз и “строил” их. И так до того времени, пока я его не забирала в столовую.
Сначала нас одолевали москиты. Они меньше наших комаров, но более жгучие. Нас даже как-то не хотели пускать на обед, но мы объяснили, что живем на берегу моря. Все море было усеяно пляжами, были какие-то перегородки, но всегда был выход с одного пляжа на другой. Рядом с нами был немецкий пляж и мой сын подружился с молоденькой девушкой-немкой и она часто таскала его с собой. Кричала: “Капитан, пошли!” Она научила его говорить немцам “Хенде хох!”, и он кричал им “Хенде хох”, на что они хохотали. Так что, мой сын постоянно был с кем-то занят, а я успевала в это время поспать - мы спали на одной кровати и мне постоянно приходилось гонять от него этих кровопийцев-москитов.
А когда утихал пляж, я шла купаться. Пловец я отменный, еще в школе имела свою команду, с которой переплывала Каму. Я старалась уплыть подальше от нашего дежурного, который беспрерывно орал, чтобы я далеко не уплывала. Но я же видела, что на рейде стоял сторожевик и подплывать к ним нельзя.
Вот так я работала и одновременно отдыхала. Очень благодарна своим начальникам, хотя понимаю, что вряд ли кто-то из них жив, если мне уже 83 года. Всю жизнь я на тяжелой физической работе, и когда вот так мне шли навстречу, я всегда была благодарна за это. При том, что я и не просила ни о чем.
Благодарна я и здешним, бокситстроевским. Знаю, что они меня уважали. И я помню всех умных и добрых людей. Но помню также и другую, темную, сторону. Не хочу об этом, но скажу, что темного становится все больше…
Полная версия