Можно ли было предотвратить трагедию? Североуральцы о нападении на школу в Казани

15:00 14 мая 2021
Автор: Татьяна Бубенова
12 мая Североуральск присоединился ко дню траура, объявленному в Татарстане.
Накануне 19-летний стрелок ворвался в одну из школ Казани и устроил там перестрелку. По некоторым данным, он использовал также взрывчатые вещества. В результате теракта погибло семь детей и двое взрослых, около 20 пострадавших.
Стихийный мемориал в Североуральске образовали в Георгиевском парке, возле часовни. В 12 часов горожане начали подходить к часовне, несли мягкие игрушки, цветы, зажигали свечи.
Горожане единодушно выражали сочувствие пострадавшим, родным погибших, многие не могли сдержать слез. А вот о причинах произошедшего высказывали разные мнения. Также различные предположения звучали о том, можно ли было избежать этого кошмара и что можно сделать, чтобы избежать подобного в будущем.
- Виноват во многом интернет, а еще игры, где у тебя много жизней, и ты их не ценишь, - считает одна из работников культуры, - Это сказывается на психике.
- Потом, конечно, налицо отсутствие охраны в школе. Что может предпринять пожилой вахтер? - добавляет 60-летняя работница детского сада Марина Григорьевна. - В детских садах мы делаем все возможное, чтобы на территорию нельзя было попасть человеку с улицы.
- Мне кажется, перед каждым входом в садик или школу нужно металлодетектор установить - родители потерпят, зато уменьшается риск того, что что-то опасное пронесут внутрь, - высказывает предложение специалист ОМПК Анастасия.
- Все идет из семьи - что там была за обстановка, если он на допросе кричал, что у него нет родителей, хотя у него есть и отец, и мать? - задает вопрос 35-летняя Анна.
- Знаете, бывают такие семьи, что лучше бы никакой не было, - констатирует 39-летняя Марина.
Не все согласились с тем, что поможет охрана, ведь если преступник задумал совершить теракт, в ход могут пойти взрывчатые вещества, и все равно люди пострадают.
Все согласились, что ненадлежащим образом налажена работа психологов, в том числе школьных.
- Если человек работает на полставки, какого можно ждать результата? Как охватить всех ребят в школе? - задала вопрос одна из присутствующих на стихийном собрании женщин, представившаяся Еленой Николаевной.
- Вопрос еще и в том, какие психологи, какие специалисты работают с детьми, - добавляет сотрудник ОМПК Марина. - Нередко психологи получают диплом, обучаясь заочно, а порой просто на курсах. О какой грамотности и о какой пользе тут может речь идти?
- Я училась в сельской школе, - говорит молодая мама Ольга, которая пришла почтить память вместе с малышом, мирно посапывающим в коляске. - С нами работала замечательный психолог, до сих пор многие ей благодарны. Вопросы взросления затрагивали, отдельно с девочками она занималась. Давала рекомендации, советы.
- Я по образованию психолог, - говорит еще одна горожанка Анна. - Не работаю в школе - так вот, на меня выходили сотрудники школ, чтобы организовать в школе консультации именно для девочек. Считаю, что одному психологу сложно охватить весь поток. И уповать только на психологов не стоит, нужна комплексная работа разных служб и ведомств. Отслеживать контент соцсетей, пресекать создание организаций, призывающих к эстремизму.
- А мне кажется, если грамотно все организовать - периодичность встреч, поставить задачи, тестировать ребят, то может справиться и один специалист, - не соглашается Елена Николаевна. - Хотя, конечно, работа на полставки - это не вариант.
Обсудили еще один момент: в обществе нет культуры бытового обращения к психологам.
- Часто люди путают психолога и психиатра, считают стыдным обращаться за помощью к ним, - говорит пенсионерка Наталья Сергеевна. 
 - Вообще надо менять эту установку, - добавляет ее собеседница Анна Павловна. - Мы ведь приходим к врачам лечить тело. А порой так же помощь нужна для души, для психики. Тем более, если в результате сбоев в ней могут окружающие пострадать.
Подходили к мемориалу и подростки, и дети.
- Это страшно, - говорит Егор, 14 лет. - Не знаю, как можно, и можно ли было избежать трагедии. Всегда сложно понять, что творится в голове у другого человека. Иногда внешнее восприятие человека и то, какой он внутри, не совпадают.
Юноша постарше, 17-летний Иван, высказался более определенно:
- Я считаю, что в данном случае антитеррористические законы, пакет Яровой не действует. Я смотрел профиль этого отморозка - он там называет себя богом, остальных людей - биомусором. Вот в этот момент надо было уже его контролировать! Изолировать или еще какие-то меры принимать. Потом я видел видео момента стрельбы в школе. Там маленькие дети бежали к забору, хотели подальше от школы убежать. А забор высокий, и до ворот далеко. Они столпились возле забора и не знали, что делать. У нас в школе, например, высоченный забор, и открыты всегда одни, центральные, ворота. Вдруг такое случись - быстро эвакуироваться не получится. А преступник зайдет в те же ворота спокойно. Не понимаю цели высоких заборов, если честно.
К мемориалу горожане подходили до вечера. В основном молча. Вечером в Георгиевском парке - излюбленном месте прогулок горожан - было тише обычного. Дети катались на велосипедах, взрослые общались, сидя на лавочках. Обычных в таких случаях выкриков и громкого веселья не было.
Полная версия