В музее в выходные прошли два мастер-класса и открылась выставка берестяных изделий

Выходные в североуральском краеведческом музее прошли очень насыщенно: открылась выставка изделий из бересты, состоялись сразу два мастер-класса.
Выставка "Секреты бересты" - дело рук четы Натальи и Алексея Варовых из Ивделя. Супруги работают в ивдельском музее, с берестой начали работать с 2014 года и сразу очень этим делом увлеклись.
- Видимо, нужно было что-то поменять в жизни, - говорит Наталья. - Я была домохозяйкой, муж трудился в железнодорожной охране. Возник интерес к бересте, стали изучать вопрос, пробовать, делать изделия. Видимо, это наш материал! Сейчас все изменилось - оба работаем в музее Ивделя, у нас открыта студия народно-художественных промыслов "Варвара". Занятия посещают более 20 человек, в том числе два ребенка-манси. Большинство участников - взрослые. 
Супруги рассказали о том, что плели из бересты везде, где росла береза - даже в Индии. Так что нельзя сказать, что берестяные поделки - это чисто русское творчество. Хотя, конечно, среди выставленных работ большинство имеют русские мотивы - лапти, солонки, емкости для хранения пищевых продуктов и вещей для рукоделия. Из бересты изготавливают даже заварочные чайники и самовары! Причем это не декоративная посуда, ее можно использовать.
На выставке можно увидеть и мансийские берестяные изделия. Техника несколько отличается: если славяне больше плели из полосочек бересты, то манси использовали цельные куски, сшивая их еловыми корнями или черемуховыми прутьями. А орнаменты с растительными или животными мотивами выскабливали - получались короба или туеса темно-коричневого цвета с желтыми узорами, напоминающими сплетения веток, или кости рыб, или что-то потустороннее.
На мастер-классе под руководством ивдельчан желающие познакомились с искусством плетения на практике - собственноручно сделали подставки под горячее. Это кропотливая работа, требующая внимательности и точности.
- Я - строгий учитель, если что не так, сразу вижу, поправляем вместе с учеником, - говорит Алексей Варов. - Зато в итоге все уходят с новым умением и с какой-то полезной поделкой.
Супруги сами заготавливают бересту - приносят домой, раскладывают, чтобы она немного обветрилась от сока. Затем по мере необходимости берут, нарезают, плетут.
- Качество бересты зависит от места произрастания березы, от ее здоровья, - говорит Наталья. - Бывает, берешь полоску, а она ломается - значит, это было или болото, или дерево пострадало в какой-то неблагоприятный год.
Варовы участвовали в конкурсах мастерства в Москве, Ханты-Мансийске. Короб манси, например, получил там специальный приз.
Практически одновременно с "берестяным" мастер-классом в музее шел и другой - для художников.
Второй мастер-класс организовала художник Наталья Божко (Североуральск). Около трех лет в Североуральске работает творческая мастерская "Артель" - руководит ей Наталья. Это объединение проводит мастер-классы для желающих рисовать. Многие из тех, кто пришел просто попробовать, ходят теперь и пишут картины регулярно.
- Я десятый раз прихожу, но у всех все получается с первого раза, - говорит участница мастер-класса Виктория Репина, сотрудник управления образования Североуральска. - Здесь хорошая атмосфера, играет приятная музыка, в перерывах мы пьем чай, беседуем. И главное - Наталья очень хороший учитель: показывает, как нужно рисовать, какие способы существуют для работы маслом, какие инструменты можно использовать, как смешивать краски, поддерживает. У людей нет никакого зажима, все раскрываются и рисуют.

- Уроки рисования и мастер-классы - это разные вещи, - объясняет Наталья Божко. - Обучение - понимание всего изобразительного искусства до конца - формы, тональных пятен, цвета и так далее. Мастер-классы - выполнение работы поэтапно, с подсказками. Но я все же стараюсь объяснять так, чтобы на этюдном уровне люди могли потом и самостоятельно дома писать картины - то есть некоторые базовые знания даю на мастер-классах. 
Цель - отдохнуть, вдохновиться, создать своими руками картину.
- Многие хотят прийти, но боятся - боятся, что не умеют рисовать, что не получится, - делится Наталья. - Всем говорю - придите один раз и попробуйте. Дома вряд ли кто-то начнет писать маслом - это дорогое удовольствие, можно даже сказать, это роскошь. А на мастер-классе можно прикоснуться к тому, что творили когда-то великие. 
Каждому участнику Наталья предлагает образцы на выбор - то есть нет такого, чтобы все ученики рисовали одну и ту же картину.
- Как педагогу мне это сложнее, но людям приятнее рисовать то, что именно им пришлось по душе. К слову, я заметила, что выбор той или иной картины часто отражает настроение человека, его душевное состояние, его характер.
Кто-то выбрал зиму, кто-то - море, кто-то - летнюю, утопающую в солнечных лучах крымскую улочку. 
- Я второй год учусь в художественной школе в дополнительном классе, - говорит 15-летняя Дарья Ситникова, перед которой на мольберте - улочка, уводящая в море. - Но масляные краски мы там не используем, рисуем акварелью, гуашью и карандашом. Захотелось попробовать что-то новое. Эту картину я выбрала из-за ярких сочных цветов, из-за моря на дальнем плане - настоящая крымская атмосфера. Хочется лета, видимо!






Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных