В поисках камня

Кто из североуральцев не слышал о великолепном музее минералов- "Штуфном кабинете", расположенном в городском музее, который создал наш земляк, неутомимый исследователь, путешественник, коллекционер, минералог Михаил Цыганко.
Больше тысячи экспонатов красивейших различных минералов со всего мира на витринах «Штуфного кабинета» радуют посетителей. Всего же у него в коллекции собрано больше четырех тысяч! экземпляров! Я считаю «Штуфной кабинет» Михаила Владимировича одним из главных достопримечательностей нашего города, наряду с градирней Шухова, скалами Три брата, урочищем Чертово городище и другими объектами, если не самым главным. Недаром туда стремятся попасть все гости нашего города-его известность давно перешагнула границы города и даже области.
Михаил Владимирович поддерживает деловые связи с ведущими минералогами нашей страны и Европы. Недавно, летом, он открыл два совершенно новых для науки минерала на Воронцовском месторождении золота, которые теперь внесены в мировой реестр минералов. Нам есть чем гордиться!
Считаю, что нашему городу сильно повезло тем, что в нем живет, работает, творит, делает историю и открытия такой человек, как Михаил Владимирович Цыганко.
О том, как находятся минералы, как пополняется коллекция я вам, уважаемые читатели народной газеты «Про Североуральск» и хочу рассказать, благо и повод есть: в гости к Михаилу Владимировичу в командировку приезжал научный сотрудник музея минералогии имени Ферсмана при РАН Михаил Моисеев. В Москве тоже давно знают о нашем земляке, там тоже интересуются нашими камнями.
В один из погожих дней начала октября наша небольшая экспедиция отправилась на раскопки на отрог горы Золотой камень, на Походяшинские копи. И мы поехали. Вокруг умирало лето. Пахло свежестью и прелостью. Воздух был сух, звон, прозрачен. Лето дряхлело...Печаль охватила зеленый мир. Но красоты природы меньше всего сейчас интересовали влюбленных в свое дело энтузиастов. В машине только и разговоров было что о минералах. Приехав к подножию отрога, водрузив на себя огромные рюкзаки мы начали почти часовой подъем к цели-к Походяшинской штольне. Конечно же, умаялись, пока поднялись по хребту на отметку больше +400 метров выше уровня моря. И что бы вы думали? Едва скинув рюкзаки, они, схватив лопаты, даже не попив чая! Отправились лопатить отвал в поисках минералов. Фанатики! Пришлось взять на себя, по просьбе Михаила, обустройство лагеря и обязанности кострового: собирать дрова, разводить и поддерживать костер, кипятить чай, готовить обед, накрывать на стол.

Я их обедать-то кое-как уговорил, практически заставил, отобрав у них лопаты. До самого позднего вечера, до потух-зари работали мы на вековых отвалах Золотого камня, просеивая в руках и в сите каждую горсть земли, внимательно разглядывая и изучая находки.
Но находки были интересные: пиррит, кальцит, горный хрусталь с вкраплениями эпидота, кварц молочный и другие минералы будут теперь украшать витрины музея минералогии имени Ферсмана РАН в Москве.
Вниз, к машинам спускались уже при свете фонарей, уставшие, но очень довольные находками. А по дороге в зимовье Баронское, где и решили переночевать строили планы на будущее, говорили о новых экспедициях, о новых походах в поисках камня. В поисках красоты.