Галопом по паромам: Хельсинки

313

Если честно, сама очень редко читаю блоги о путешествиях. Как правило, только перед самой поездкой, чтобы составить список обязательных мест к посещению и узнать ответ на какие-то бытовые вопросы: на какие монетки поменять рубли, будет ли понимать кто-то кроме меня по-русски, можно ли воду из-под крана пить… Поэтому, уверена, что часть читателей, поняв что далее будут «путевые заметки», уже перевернули страницу. Тем же, кто продолжает читать, обещаю рассказать, как посетить три европейские страны за 5 (пять, Карл!) тысяч рублей, как не получить аннулирование шенгена прямо на границе, как не оставить несколько тысяч «у.е.» на чай, как приехать в страну и увидеть… ничего! Да-да, такой опыт у меня теперь тоже есть. Делюсь!

Говоря о Европе, особенно в контексте экскурсионных путешествий, большинство в первую очередь представляет Париж, Прагу или Берлин, несправедливо не беря во внимание Прибалтику и Скандинавию.

До Северной Европы из российского окна в Европу ближе, чем от севера Свердловской области до юга: полтора часа на северо-запад на скоростном поезде — и вот уже граница с Финляндией, два на юго-запад на авто — и под вами «мост дружбы» между Ивангородом и эстонской Нарвой. Есть еще один интересный вариант: паромный тур. Важный момент — нужна шенгенская мультивиза.

2018-04-09_00-03-20-300x225.jpg

Готовь лодку зимой

Разные компании предлагают разный «набор» стран в круизе, сочетая с автобусными переездами и ночевками на суше — уплыть из Финского залива можно до Германии и Дании, а летом и того дальше, но содержание морского путешествия примерно одно — это вечер и ночь в море, утро и день — в новом городе, в новом государстве. Уйти в плавание можно как из Петербурга, так и из ближайших европейских столиц. Есть, правда, один нюанс: стартуя из Санкт-Петербурга, вы уходите в путешествие на пароме с «российскими номерами» и в каждой новой стране на пути следования будете вынуждены переходить границу в порту и проходить паспортный контроль туда и обратно. Это в зависимости от количества людей и настроения пограничников с легкостью отберет у вас час, а то и два, и без того недолгого нахождения на заморской суше. Хотя, тот факт, что все путешествие будет происходить в одной каюте на одном пароме с русскоговорящим персоналом — бесспорный плюс.

Круиз не подойдет тем, кто любит знакомиться с новой страной медленно, дотошно сравнивая картинки из путеводителей с экспонатами музеев (всех имеющихся в городе!) или безвылазно отдыхать на пляже. Не подойдет, скорее всего, также и семьям с очень маленькими детьми — все-таки это очень активный отдых и чтобы много увидеть, нужно будет много ходить. Не подойдет и тем, кто начинает зеленеть при фразе «А когда на море качка»…


К началу нашего путешествия навигационный период у петербургских компаний еще не начался, поэтому решено было посетить Таллин и Стокгольм из Хельсинки. Это два разных круиза, между ними запланировали «состыковочную» ночевку на суше. Добираться до финской столицы решили автобусом. В обе стороны паромы отправляются ежедневно. В одну даже чаще, что опрометчиво не было учтено…

Билеты искали в конце января на март — вот тут и обнаружилась приятная возможность сэкономить: большой популярностью морские круизы пользуются в теплое время года и на рождественские каникулы. А вот сразу после того, как искусственная елка убрана обратно на антресоли и выпит последний глёг, и до того, как лед исчезнет с поверхности Балтийского моря, купить каюту можно со скидкой до 50%. Спокойно: момент еще не упущен — перевозчики периодически устраивают акции, кроме того на определенные дни (как правило, будние, потому что — «не популярные») действуют те же пятидесятипроцентные скидки. Так билеты туда-обратно, включающие ночевку в двухместной каюте, могут стоить 1500-2000… на двоих. Билеты на автобус чуть дороже — за такую же сумму из Петербурга в Хельсинки или в Таллин и обратно можно съездить одному. Так что для тех, кто откладывал знакомство со средневековой Европой, потому что «это запредельно дорого» — при желании можно не только посмотреть в окно, но и даже вылезти из него (сложнее добраться до «подоконника»).

Выход — вход

Расстояние от Санкт-Петербурга до Хельсинки чуть менее 400 км. Автобусы почти всех перевозчиков оборудованы беспроводным интернетом, небольшими индивидуальными экранами (хочешь фильм смотри, хочешь в игры играй), кофемашиной и туалетом. Поэтому остановок по требованию на пути следования нет. Зато есть очень длительная остановка на границе, с обеих ее сторон — общение с российскими и финскими пограничниками у заполненного автобуса занимает не менее часа (путешествующие на личном автомобиле, особенно перед выходными или праздниками, могут потратить больше времени). И те и другие пробивают паспорта по своим базам, досматривают багаж — кто-то сканером, кто-то со служебной собакой, и пристально смотрят в глаза. Офицеры паспортного контроля с финской стороны прекрасно говорят по-русски и пересекающих границу выборочно спрашивают о целях визита, пункте назначения, сроках возвращения. Могут также попросить предъявить страховой полис, бронь в гостинцу или обратные билеты.

Очень долго ждали возвращения в автобус одного из пассажиров. Молодой человек вернулся в сопровождении пограничника, сообщил водителю, что ему аннулировали визу, забрал вещи и пошел обратно в направлении Российской границы, т.е. из России его выпустили, а вот в Финляндию не пустили! Мы поехали дальше — осадочек остался, стали «гуглить» — как же так? Оказалось, что совсем не сложно: аннулировать визу может и консульство (о чем известит на электронную почту) и любой пограничник, если ему кажется, что вы что-то недоговариваете или ведете себя странно. Среди самых «популярных» российских ошибок – перед подачей документов на получение шенгенской визы забронировать гостиницу без оплаты на весь предполагаемый период пребывания, а после получения визы отменить бронь, тем самым меняя условия, при которых было получено разрешение на въезд. Ну, и, конечно, сама попытка обмануть консульство.

Tervetuloa Suomeen! (Добро пожаловать в Финляндию!)

Пейзаж за окном после пересечения границы для уральского глаза сильно не изменился: тот же белоснежный снег, тот же хвойный лес. Правда, обочина чистая. Этот самый хвойный лес на всем протяжении трассы огорожен от проезжей части высоким забором-сеткой. Предполагаю, для того, чтобы животные не выходили на дороги (знаки, предупреждающие о такой вероятности установлены, несмотря на забор). Да, и еще едешь, не подпрыгивая. Правда, глаза слегка округляются, когда проехав мимо первой заправочной станции, в уме заканчиваешь переводить в рубли стоимость топлива — 92-95 рублей за литр.


В Финляндии два официальных языка, поэтому все названия и указатели пишутся по-фински и по-шведски Хельсинки = Гельсингфорс. Читать по-фински относительно легко — как пишется так и произносится. В буквальном смысле — если написаны две или три гласные подряд, то их и нужно произнести все. В противном случае меняется значение слова.

Раз уж речь о языке, то «Россия» по-фински будет неожиданно — Venäjä (предположительно название пошло от древнего племени венедов, а не от имени Веня). Читается Веняйя — ударение на первый слог (всегда) и финны не смягчают согласные перед я, ю, ё. В разговорнике увидела ремарку, что из-за нашего стремления «смягчать» согласные и «проглатывать» безударные гласные, русский акцент в финском языке считается одним из самых «кошмарных». После этого постеснялась в разговоре с местными использовать заранее припасенные фразы.

«Санкт-Петербург» по-фински будет Пиетари,  «добрый день» — хювяя пяйвяя, а «с днем рождения» — хювяя сюнтюмяпяивяя. Ударение везде на первый слог. У кого-то получилось произнести «твердо»?

2018-04-09_00-03-53-225x300.jpg

Первое поселение на месте современного Хельсинки возникло в 16 веке. Но старинных зданий или хоть каких-то построек того времени для показа туристам нет. Долгое время центром Суоми — так финны называют свою страну — был город Турку, а будущая столица будущего государства представляла собой небольшое поселение, расположенное между двумя не ладящими соседями — Россией и Швецией.

Первая волна развития на Хельсинки пришла с запада — на близлежащих островах шведы, мотивируемые постоянными войнами с Россией, стали возводить военную крепость Свеаборг и спрос на местные рабочие руки сильно возрос. Имеется в виду руки, которые могут обрабатывать камень, а не только ловить рыбу. Вторая волна обрушилась на город с востока, когда Финляндия (вместе с крепостью Свеаборг) вошла Великим Княжеством в состав Российской империи.

2018-04-09_01-17-17-300x225.jpg

Чтобы ослабить многовековое господствующее влияние шведов на финское общество, российское руководство перенесло столицу из Турку в Хельсинки. Новую столицу стали быстро заполнять зданиями по образу и подобию Петербурга под личным кураторством Александра I, но Хельсинки не является уменьшенной копией города на Неве. Он и не претендует на это. Русский ампир и финский романтизм гармонично сочетаются с современными зданиями и какими-то совершенно немыслимыми абстрактными скульптурами.

2018-04-09_22-29-00-e1523313149198-600x493.jpg


Несмотря на то, что город очень широко раскинулся по побережью Финского залива и вглубь суши — практически все достопримечательности с открыток расположены в пешей доступности друг от друга, преимущественно в южной части Хельсинки в непосредственной близости к авто и железнодорожному вокзалам. Для беглого знакомства с ними, без посещения музеев, хватит нескольких часов.

Так на площади Наринккатори перед автовокзалом Камппи расположена полностью деревянная Часовня тишины без окон и дверей. Попав внутрь через пристроенное здание, обнаруживаешь внутри… тишину и не отвлекающий от собственных мыслей аскетизм в интерьере — только дерево и естественный свет сверху. Кстати, часовня не относится ни к какому вероисповеданию, в ней не проводятся обряды и службы.

Само название площади Наринккатори (тори — площадь) имеет интересное происхождение. Долгое время здесь торговали русскоязычные купцы и финны стали называть это место «наринкка» от часто слышанного «на рынке». В центре площади сегодня стоит непонятная конструкция, напоминающая и пчелиные соты, и обложку учебника геометрии. Это… памятник финскому предпринимателю. Не конкретному, а вообще. Скульптура символизирует прозрачность деятельности, упорство в труде (значит, все-таки соты!) и хорошие связи. 

От Камппи рукой подать до железнодорожного вокзала, сразу за ним располагается Национальный театр и огромный уличный каток, а по дороге к ним нужно пересечь проспект Маннергейма, который приведет к Эдускунде — местному парламенту, к музею современного искусства Киасма, национальному музею и опере. Западнее Маннерхейминтие находится Темппелиаукио — Церковь в скале, а восточнее — Сенаатинтори — Сенатская площадь. На площадь выведет Алексантеринкату (кату — улица), названная в честь императора Александра I. На площади установлен памятник Александру II, а белоснежный кафедральный собор Туомиокиркко, чье строительство было завершено во время правления Николая I носит имя Николаевский.

Прогулочным шагом от Сенатской площади несколько минут пути до Успенского православного собора. Оттуда видна Эспланада и расположенный неподалеку старейший крытый рынок. Любителям рыбы и морепродуктов, которых там в изобилии, следует помнить, что по российскому закону из Финляндии запрещено завозить в Россию рыбу и мясо — свежее, замороженное и вне заводской упаковки. Кстати, в Хельсинки везде есть бесплатный wi-fi. Даже на старом рынке! Если не уверены, пустят ли вас домой с сувениром или гостинцем — сразу можно проверить информацию в Интернете.

Все тем же прогулочным шагом, следуя на запад, можно выйти к величественному собору Святого Иоанна. Неоготика из красного кирпича привлекает внимание издалека высоченными, свыше 70 м, башнями. Прогуляться подольше предстоит только до монумента Яну Сибелиусу. К увековечиванию памяти о финском композиторе авторы подошли творчески, установив не бюст и не статую, а абстрактную композицию из медных труб. Кому-то видится в этом орган, кому-то — крона дерева.

2018-04-09_22-54-59-300x225.jpg

Первый день в Хельсинки закончился. Впереди паром в Таллин.



hotel logo
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных