ГКЧП глазами североуральского милиционера

Бывший начальник следственного отделения, замначальника ОВД Североуральска Евгений Сидоров видел, что творилось у «белого дома» в Москве в августе 1991 года. В связи с чрезвычайной ситуацией его отозвали из очередного отпуска – он только приехал на Родину, в Липецк. Сел в электричку до Москвы и понял... началось. Евгений Сидоров, замначальника ОВД Североуральска Евгений Сидоров видел, что творилось у «белого дома» в Москве в августе 1991 года. Фото Алла Брославская, «В каждый дом» Евгений Сидоров, замначальника ОВД Североуральска Евгений Сидоров видел, что творилось у «белого дома» в Москве в августе 1991 года.
Фото Алла Брославская, «В каждый дом» – В электричке все были в «камуфляже», пьяные, – рассказывает Евгений Михайлович, – они чувствовали себя героями, кричали: «Долой власть. Свободу народу!» В основном, это были, как говорит Евгений Сидоров, молодые люди. На одной из станций они даже выпихнули из вагона седовласого мужчину в возрасте, сочтя его ярым коммунистом. Сказали, нечего коммунистам в Москве делать. Евгений Михайлович, хоть и был отпускником, но одергивал «зарывавшуюся» молодежь, объяснял, что бардак никому не нужен. Такими лозунгами пестрела перед «белым домом» в середине августа 25 лет назад. Фото: Евгений Сидоров Такими лозунгами пестрела перед «белым домом» в середине августа 25 лет назад.
Фото: Евгений Сидоров На площади, вспоминает североуралец, царила анархия – территория была поделена на 30 секторов. Противники ГКЧП (сторонники власти) призывали не допускать государственного переворота. Над белым домом развевался «триколор», все было окружено войсками. По словам Евгения Михайловича, то, что творилось в эти дни в центре Москвы, для большинства не было неожиданностью. – Мы понимали, что время тревожное, – поясняет он, – по телевизору все время выступал Янаев (и.о. президента СССР и фактический руководитель Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению в СССР – прим. ред.). Но на самом деле за смену власти выступали единицы, большинство же поддерживало ельцинский режим. На этом месте под гусеницами танка погибли двое молодых людей. Всего во время беспорядков на Красной площади погибли трое. Фото: Евгений Сидоров На этом месте под гусеницами танка погибли двое молодых людей. Всего во время беспорядков на Красной площади погибли трое. Фото: Евгений Сидоров Военные на танках, по словам Евгения Сидорова, тоже были на стороне Ельцина, «за демократию и за порядок», хотя в ход танки пустили по приказу ГКЧП. А те парнишки, которые препятствовали проходу танков и под эти танки угодили, были «навеселе». – По глупости погибли, нелепая, случайная смерть, – говорит Сидоров, – кинулись на танки живым телом и в суматохе погибли. Как это случилось, Сидоров не видел. Ему позже показали место гибели мужчин – и он зафиксировал его на свой фотоаппарат. Общался с родственниками одного из погибших, он был из Истры, родные сами признали, что парень был нетрезв. Отложился в памяти у очевидца августовских событий такой момент – один из бунтарей высказывался нелицеприятно в адрес священника, который тоже был в тот момент в гуще событий. Сидоров, говорит, сделал разнузданному юнцу замечание, указав на то, что нельзя так разговаривать с человеком хотя бы потому, что он старше тебя по возрасту. Североуралец, волей случая ставший свидетелем бардака у «белого дома», уверен, нельзя было отдавать власть в стране тем людям, которые этого добивались (членам ГКЧП). И то, что Ельцин сумел удержать власть в своих руках – благо для всего российского народа. Случись иначе, «в стране долгое время еще был бы бардак, а потом началась бы гражданская война». «Я не раз сопровождал Ельцина на шахты, в профилакторий, он приезжал сдавать дом на улице 50 лет СУБРа, 35, лично ходил по квартирам. Зарплаты не выдавали строителям дороги от Серова до Екатеринбурга – Ельцин прилетел на вертолете, беседовал с рабочими. Эту дорогу в народе звали «ельцинским БАМом». В 96-м году делегация (десять человек) от Североуральска ездила поддержать Ельцина на выборах на второй срок – Сысуев, Саночкин, Бирюков, Мартынов, я и другие. Он тогда выступал во Дворце молодежи и сделал широкий жест – сказал, что выделяет три миллиона из президентского фонда на строительство больницы в Краснотурьинске. Прямой, открытый человек был. Правда, в экономике, как многим казалось, не очень разбирался»
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных