...День у пенсионерки Павловой расписан по часам. Это не удивительно, на ее попечении в городе и его окрестностях около 200 (!) животных – всех она кормит и всех старается пристроить. Бывает, удается найти новых хозяев даже в соседних городах... Но в октябре обычный график дает крутой поворот – надо спасать собак, которых живьем замуровали в теплотрассе на улице Ленина близ роддома.
К бездомным собакам отношение разное. Фото: Михаил Секерин.
...Над железобетонной плитой, откуда 17 октября доносился редкий лай, Валентина Ивановна рассказала историю про Тану и двух Рексов. Живут они здесь давно и до такой степени зашуганные, что высовываются на улицу только по ночам. С собой Валентина Ивановна принесла куриных шеек, протолкнула их в глубь подземелья через только что проделанное отверстие...
На вопрос – «Всех животных не накормишь, может лучше все-таки их усыплять?» – у Павловой свой ответ. «Вы хоть раз посмотрите в глаза эти щенятам – и все поймете... Я знаю, что убивать будут. И не только те, кто получает за это деньги. Другие убивают не ради денег, а ради удовольствия. Только чем больше убивают, тем больше рождается щенят. Это – закон природы. Гуманнее делать стерилизацию, но это очень дорого», – говорит Валентина Ивановна.
О Павловой говорят разное. N – давняя соседка по дому. Просит сохранить анонимность, потому что мнение у нее – особое.
– Я похожа на бабу Валю, – делится она, – меня часто принимают за нее. Поэтому знаю, как по-разному к ней относятся. Одни спешат благодарить, другие – прибить готовы... Лет 20 назад, указывая на Павлову, меня предупреждали, чтобы я не подходила к Валентине Ивановне. Причина была столь абсурдна, что запомнилась надолго: якобы она переманит к себе мою собачку... Но вскоре мы познакомились, и я поняла, что многое из того, что про нее говорят, – небылицы. Да, многое из того, что рассказывает Валентина Ивановна, вначале кажется странным, нелепым, вздорным. А потом жизнь поворачивается другим боком и убеждаешься, что баба Валя опять оказалась права...
Конечно, трудно согласиться с тем, что превращать жилье в многоквартирном доме в приют для собак – правильно. И соседка Павловой, в общем-то, не возражает: «Да, действительно, баба Валя слишком близко подпустила жалость к своему сердцу. Но немногие знают, сколько щенков она «убирает». Ее ругают сердобольные старушки, предупреждают, что она берет грех на душу. Да, берет грех, но не свой, а чужой. В ее квартире собаки, которые остались от умерших хозяев, которые доживают свой век. Она не позволяет им плодиться. А если оставляет одного-двух щенков, то пристраивает в добрые руки. И еще. Детская жестокость существует. Этим летом во дворе в песочнице детишки пойманного голубя закопали в песок и поливали его водой до тех пор, пока он не задохнулся. С детской жестокостью можно бороться, если она не закрепляется взрослой жестокостью...».
Проблема бродячих собак в Североуральске существует. Давно. Обостряясь с приходом каждой новой зимы. И неизбежно полярные позиции занимают те, кто получает за «регулирование численности животных» деньги, и те, кто тратит свои кровные, чтобы хоть как-то облегчить жизнь бродяжкам. Золотую середину занимают немногие специалисты, среди которых – главный ветврач Вера Канцевич.
Вера Станиславовна объясняет, что операция по стерилизации одной особи стоит около трех тысяч рублей. Окончательная цена определяется стоимостью наркоза. Небольшой собаке достаточно одного кубика наркоза (это 600 рублей), а крупной надо в два раза больше. Операция достаточно сложная, после нее надо ухаживать за животным дней десять.
– Мы – на стороне животных и в случае бюджетного заказа пойдем на то, чтобы уменьшить цены, – объясняет Канцевич. – Стерилизация, конечно, более гуманный способ, чем отлов. Тем более, что свято место пусто не бывает: самки плодятся по два раза в год и приносят минимум по пять щенят. У нас в городе, к сожалению, нет приюта для животных. Есть группа энтузиастов, которые хотели бы его создать. Там надо работать таким людям, как Валентина Павлова.
Приют в городе пытаются создать с марта прошлого года. В основе – на личном энтузиазме и бескорыстной помощи сердобольных людей. Инициатиаторы проекта создали в социальной сети «Одноклассники» специальную группу – в ней сейчас более 3200 участников, указаны контактные телефоны, созданы фотоальбомы с котятами-щенятами, которые ищут хозяев. Всегда нужны волонтеры и спонсоры. Очень много объявлений и найденных на улице детенышах животных – кого выбросили на помойку в картонной коробке, кто приютил
плачущего щенка и готов вакцинировать за свой счет – в помощь новым хозяевам... 14 октября здесь появилась идея – организовать детский концерт с билетами по 11 рублей, и все деньги направить на помощь животным. Сотни объявлений, сотни...
Защитники действуют во вред?
Свой взгляд на проблему высказала ведущий специалист отдела ЖКХ администрации Североуральска Татьяна Воронихина:
– В нашем городе идет планомерный отлов безнадзорных собак. Ситуация обострилась после того, как активизировалось общество защитников животных. Они на своем сайте призывают сдавать деньги на корм. Но при хорошей кормовой базе численность животных увеличивается. Мы в ответе за тех, кого приучили. Это прекрасно – заниматься охраной животных. Но в данном случае надо понимать, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Сверхмерное количество собак создает реальную опасность для жителей города. Кроме того, общество пытается организовать приют. Но для этого нужны инвесторы. Ни у общества, ни у администрации таких денег нет. Что я думаю про стерилизацию? Это тоже стоит денег и не решает всех проблем. Ребенку, который пугается собаки, по большому счету все равно, стерилизовано животное или нет. Хочу подчеркнуть, что надо смотреть и за домашними животными. Их много гуляет по улицам города без намордников и поводков. И от них угрозы для жителей города не меньше, чем от безнадзорных животных. Владельцам собак надо обратить внимание на соблюдение правил содержания животных.
ПЕРЕЛОВЯТ ВСЕХ?
В этом году в городе и поселках отловлено 337 особей. На эти цели затрачено 499 тысяч рублей. Но бродячих собак все еще так много, что в администрацию города поступила дополнительная заявка на бюджетные расходы в размере 170 тысяч рублей.
P.S. «А что же два Рекса и Тана?», – спросите вы. Их судьба – неизвестна. В колодце на теплотрассе их нет, но и где-либо под открытым небом их тоже никто не видел. Они пропали. Точно также, как пропадают в Североуральске десятки других собак.