Если пивзавод уйдет в прошлое, без работы останутся 60 человек
Североуральский пивзавод готовится разделить судьбу 11 из 13 пивоваренных заводов, работающих когда-то в «Свердловпивпроме». В Серове завод закрыли еще в «горбачевские» времена, в Карпинске – два года назад. Из всей плеяды стабильно работали только Нижнетагильский и Североуральский пивзаводы, а после долгого простоя снова пришли на рынок Полевской и Каменск-Уральский.
Машинист разлива Мария Белан работает на пивзаводе около года. Она довольна своей профессией и заработной платой - около 10 тысяч рублей в месяц. Довольна уже потому, что найти женщине в Североуральске другое место работы – большая проблема. Фото: Михаил Секерин.
Новый закон, приравняв пиво к алкогольным напиткам, вытеснил этот продукт из торговых павильонов, остановочных комплексов и уличных ларьков. На этом наш пивзавод потерял прежние объемы реализации, сократив производство на треть. Убытки за 9 месяцев 2013 года достигли 2 миллионов рублей. В ноябре произведено 4,5 тысячи декалитров пива и 4 тысячи декалитров безалкогольных напитков. Но по оценке директора пивзавода Анатолия Рыбина, для того, чтобы производство было рентабельным, необходимо выпускать 10 тысяч декалитров пива при том же объеме газированной воды. Завод уже переведен на четырехдневную рабочую неделю. А рост акцизов на 20% (с января 2014 года) может окончательно добить производство, так как розничная цена бутылки пива возрастет.
Завод должен был рухнуть еще раньше, в сентябре, когда мог вступить в действие закон, запрещающий розлив пива в 1,5-литровые пластиковые бутылки. «В неделю у нас берут 160 ящиков пива в стекле емкостью 0,5 литра, а пластиковых «полторашек» расходится на порядок больше», – говорит директор пивзавода. С «полторашками» пронесло, но Дамоклов меч висит над потерявшим рентабельность производством. Несмотря на то, что власть на всех уровнях регулярно заявляет о поддержке малого бизнеса, пивзавод, как малое предприятие, никаких послаблений в налоговом бремени не видит.
Ослабляют конкурентоспособность местных производителей и другие непродуманные законодательные инициативы. Так, с 1 июля предприятие установило оборудование для электронного учета выпуска пива. А через два месяца это обязательное требование для мелкого бизнеса отменили. И никому не нужные приборы учета стоимостью 1,5 миллиона рублей теперь валяются под забором...
По мнению Анатолия Александровича, каким-то выходом могла бы стать реализация товара в торговых сетях, но их собственники, говорит директор пивзавода, требуют бонусы в размере десятов миллионов рублей в год. Вместо того, чтобы как-то повлиять на ситуацию, в конце концов, стукнуть кулаком по столу, призвав торгашей не наглеть, в министерстве сельского хозяйства (к этому министерству относится предприятие) разводят руками, ссылаясь на общепринятую мировую практику. Хотя та же практика богата примерами эффективной защиты местных производителей.
Навести порядок или уничтожить?
Анатолий Рыбин не понимает тех, кто пьет пиво на улицах прямо из горлышка, и уверен, что алкогольные напитки надо продавать с 21-года. Он вспомнил нашумевшую историю, когда где-то в Америке продавец отказал в продаже алкоголя 40-летнему мужчине, приняв его за молодого человека. «Надо дать нашим продавцам право запрашивать паспорт, и гораздо серьезнее штрафовать за нарушение возрастного ценза, – уверен директор пивзавода. – Надо наводить порядок в торговле, но зачем губить промышленность? Мы уже вырубали виноградники».
Местная власть в курсе экономических проблем пивоваренного завода. Заместитель и.о. мэра по экономике Светлана Миронова отметила, что 5 декабря собиралась межведомственная комиссия по устойчивому развитию североуральских предприятий. Было решено обратиться в министерство сельского хозяйства с просьбой рассмотреть возможность дифференцированного подхода к увеличению акциза для мелкого, среднего и крупного бизнеса. Кроме того, возлагается надежда на то, что минсельхоз повлияет на крупные торговые сети, и местные производители смогут реализовывать свои товары в супермаркетах.
Муниципалитет, в свою очередь, готов рассмотреть предложение от пивзавода по льготному (например, земельному) налогообложению. Под эгидой городской администрации уже прошло совещание с местными предпринимателями и достигнуто обоюдное соглашение. Пивзавод обязуется доставлять свою продукцию до розничных точек торговли, а предприниматели готовы набрасывать торговую наценку в пределах 10% от оптовой цены (при средней наценке – 25-30%).
Да, кстати, если пивзавод рухнет, в первую очередь пострадают его работники. 60 человек, абсолютное большинство среди которых (80-90%) – женщины. Молодежи на предприятии мало, от силы человек пять, еще 15 сотрудников – почти пенсионеры. Среди мужчин – пятеро слесарей, два водителя и четыре грузчика.
Не секрет, что сегодня в Североуральске создать 2-3 рабочих места – уже достижение, а лишить работы 60 человек – серьезная проблема. Предприниматели отмечают, что законы, при которых приходится вести небольшой бизнес, мягко говоря, вызывают нарекания. Но даже если душой болеешь за свое дело, спорить с федеральным законодательством на местном уровне – это просто тешить свое самолюбие.
Индивидуальный предприниматель
Ильхам Шагараев, который занимается реализацией продуктов питания, говорит о серьезных проблемах у всех местных производителей. Небольшие хлебозаводы, колбасные цеха, птицефабрики теряют рынок сбыта из-за того, что сегодняшнее законодательство построено так, как это выгодно крупным торговым сетям. В результате производство более качественного, местного натурального продукта становится нерентабельным.
Два в остатке
Североуральский пивзавод – это 60 рабочих мест и почти 25 миллионов рублей налогов в год в бюджеты всех уровней. В лучшие времена на прилавках североуральских магазинов можно было найти семь сортов североуральского пива. В жестких условия конкуренции ЗАО «Североуральский пивзавод» отказался от выпуска пива «Славянское», «Серебряный меридиан», «Классическое североуральское», «Адмиралтейское» и «Вагран», оставив «Жигулевское» и «Люкс».
Пиво с историей. Североуральский пивзавод был запущен в эксплуатацию в 1952 году. Заказчиком его строительства выступил Североуральский бокситовый рудник. Завод производил, в основном, бочковое пиво и газированную воду. Уже в 70-е годы предприятие больше ориентировалось на выпуск бутылочного пива.