“Впервые увидел Олю на Крещение, когда приехал днем на пруд, чтобы окунуться в прорубь. Морально-этические принципы не позволили тогда дать волю чувствам - она была девушкой моего лучшего друга детства. Вместе посидели в кафешке, попили чай и разошлись. Второй раз увиделись на похоронах Ильи. А спустя примерно полгода Оля позвонила и… попросила денег на пачку сигарет”, - так рассказывает о начале истории любви 46-летний Байжан Молдаханов.
Байжан признается - помнит, что автобусом “летел” из Краснотурьинска, где в тот день находился, на крыльях любви. Встретились на вокзале в Североуральске, купил сигареты, погуляли с часок, проводил Олю до дому, поцеловал в щечку. И закрутилось, завертелось…
Оля росла без родителей, ее и родную сестру воспитывала бабушка.
- Что значит бабушкино воспитание? Холила, лелеяла, в итоге я выросла полным эгоистом, который ничего не умеет делать, - с улыбкой рассказывает Оля, она на 13 лет моложе супруга, но считает, что такая разница в возрасте - только в плюс семье, к тому же, ей всегда нравились парни постарше. - Уже в семейной жизни всему училась и продолжаю учиться. Горжусь маленькими победами и достижениями, научилась испытывать радость от повседневной жизни.
“Уговорил на реабилитацию”
На момент первой встречи с Олей Байжан уже 2 с половиной года жил “в чистоте” - так называется период, когда зависимый человек полностью отказался от употребления каких-либо стимулирующих препаратов. Для Байжана это были наркотики.
- Я абсолютно не скрываю, что я зависимый, и глупо скрывать это в нашем маленьком городе, - говорит Байжан, - занимался всем, что было связано с наркотиками - активно употреблял всю юность и молодость. В какой-то момент достиг своего дна, мне помогли с реабилитацией. Я к этому времени уже эмоционально окреп, была работа, начинал карьеру трезвого человека.
Оля же, тяжело переживая утрату дорогого ей человека, ушла с головой в алкоголь. Постоянные пьяные компании, неофициальная работа в кафе “Вдали от жен”, отсутствие стабильного заработка.
- Два месяца мы провстречались, хотя тем, кто недавно прошел реабилитацию настоятельно не рекомендуют встречаться с активно употребляющими, - рассказывает Байжан, - и я уговорил Олю поехать на реабилитацию.
В бесплатный центр была очередь, а ждать уже просто было невозможно (это трезвая Ольга - милая девочка, а как на пробку наступит, бесенок в нее вселяется, - смеется супруг). Первый месяц Ольга провела в платном центре для зависимых в Екатеринбурге, потом продолжила реабилитацию по бесплатной программе там же, в столице Урала, на Широкой речке.
“Оттачивал эпистолярный жанр”
Бонусом для людей, проходящих реабилитацию, являются передачки от родственников и бумажные письма. Чтобы передать и получить послание, Байжану нужно было ездить лично в Екатеринбург.
- Таким образом я в течение шести месяцев оттачивал эпистолярный жанр, - вспоминает с улыбкой Байжан, - да и для Оли написание писем было в новинку. Письма, кстати, хранятся до сих пор.
Байжан говорит, что придает особое значение жизненным датам и приурочить к ним важные для себя события - этакая мужская житейская хитрость. К моменту окончания Олиной реабилитации он решил купить машину. Целый год копил деньги на свою мечту, всю зарплату на новое авто откладывал.
- Встретил Олю 15 июня, и мы поехали покупать машину, - рассказывает Байжан, - приобрели “Опель Корса”, маленький хэтчбэк. Он и стал первым испытанием новой семьи на прочность.
В день рождения Ольги, 1 июля, Байжан сделал ей предложение руки и сердца. Происходило все в узком кругу, на даче - были бабушка Оли, ее сестра с мужем, подруга.
- Я встал на колено и подарил Оле кольцо, - рассказывает жених, - не во фраке, конечно, а в дачной амуниции. Но все равно красиво!
Оля, помнит, сказала для приличия: “Надо подумать”, на что ее бабушка возразила: “Чего тут думать, соглашайся!”
И еще к разговору о датах - свадьбу Байжан предложил сыграть 26 августа, ровно в День шахтера, когда весь город отмечает профессиональный праздник на площади.
- Так сказать, сэкономил на салюте, - весело комментирует Байжан, - гуляли по площади нарядные, я в костюме с отливом, Оля - в шикарном платье. В “Руси”, где свадьбу играли, нас до сих пор помнят. Говорят, глядя на Олю: “Такое декольте очень трудно забыть!”
“Авария укрепила любовь”
По возвращении с реабилитации Ольга решила сдать на права, желание свое осуществила и начала заниматься частным извозом. В один из дней, проработав в такси несколько часов, взяла заявку до Краснотурьинска. Байжан отговаривал, видел, что жена устала. Но она его не послушала, поехала. Говорит, роль сыграли деньги - дальние поездки хорошо оплачиваются.
Пассажиров до соседнего города Оля отвезла. А на обратном пути заснула за рулем…
Машина в хлам - весь перед всмятку, двигатель вырвало, на два метра отбросило от машины. Гаишники удивлялись, что водитель выжил. Оля была пристегнута ремнем, сработали подушки безопасности. В итоге - одно сломанное ребро и жидкость в легком. Попутчики отвезли Олю в больницу Краснотурьинска.
- В пять утра она мне звонит, говорит, я попала в аварию, - вспоминает Байжан, - первым делом спросил, как она. А потом пришел в такую ярость, которую сложно передать словами - мечта жизни превратилась в груду хлама…
Спустя три недели Байжан ехал к супруге в больницу. Признается, что подготовил целую нравоучительную речь, чтобы высказать все при встрече.
- Но увидел эту мордашку, всю в синяках, и слезы ручьем полились, обо всех нравоучениях тут же забыл… - вспоминает супруг.
“Мечтала быть массажистом”
Ольга не так многословна, как ее муж, но ей тоже есть что рассказать. Уже шесть лет она занимается маникюром, два с половиной из них - в своем салоне. Теперь уже на два кабинета - маникюр и педикюр.
Началось с того, что встала на биржу как безработная, получала невеликие деньги - тысячу-полторы пособия. Предложили обучиться бесплатно на мастера по маникюру, и Оля согласилась. Первое время практиковалась на своих, потом устроилась в салон, где проработала три года. Регулярно ездила на учебу, осваивая новые техники и применяя их на практике. Недавно обучилась на подолога.
- Работа мне нравится, люблю учиться, - признается Ольга, - и о мечте не забыла. Выучилась и делаю клиентам после педикюра массаж стоп - бонусом.
“Главное - не молчать”
Оба супруга говорят, что мелкие семейные конфликты в их жизни случаются. Но дуться подолгу друг на друга - не их конек.
- Максимум пять-десять минут - и миримся, - смеется Оля, - обязанности по дому распределили еще на этапе общения, когда я проходила реабилитацию. Мытье посуды - это прерогатива Байжана, хотя он по жизни терпеть не мог это занятие.
- Теперь посуда переросла из разряда ненавистных в способ медитации, - утверждает Байжан. - Тут, как в психологии, работает смена убеждений - меняешь негативное отношение к процессу на позитивное.
Байжан получил профессию психолога, отучился платно в университете. Изначально выбрал психологию просто потому, что это было самое бюджетное по деньгам направление. А потом ему стало интересно. Признается, полученные знания очень помогают в работе.
- Реабилитация тоже очень важна, из программы мы не выпадаем ни на один день, самостоятельно справляться с зависимостью непросто, - рассуждает Байжан.
- А, может, всему виной любовь? - задаю я провокационный вопрос.
- Для меня любовь - это глагол, от слова - делать, совершать поступки, - отвечает Байжан, - у зависимых между любовью и созависимостью очень тонкая грань. Любовь перерастает в гиперконтроль, гиперопеку. Стремясь к созиданию ты рискуешь все разрушить. Надо уметь лавировать.
P.S. Не так давно чета Молдахановых (летом будет 8 лет, как они сыграли свадьбу) зажглась новой мечтой - родить ребенка. Говорят, если все получится, обязательно возьмут на воспитание еще одного малыша. Вот такая любовь…