- Три года я ходила около вашей редакции и все стеснялась зайти, - рассказывает 88-летняя жительница Североуральска Марина Кузьминична Юрканцева, которая 17 мая все-таки решилась обратиться к нам.
Марина Кузьминична - очень стеснительная женщина, назвать ее старушкой не поворачивается язык: ясный ум, хорошая память, да и не выглядит она на свои почти 89. Она объяснила, что в последнее время пишет много стихов.
- У меня на сегодняшний день порядка 400 стихов в тетрадках, - заверила она. - Много очень стихов про войну. Я ведь пережила ее в детстве, и сейчас просто ненавижу войну, боюсь ее и очень страдаю от этого - слишком много воспоминаний.
Марина Юрканцева родилась в 1935 году и в войну была совсем маленькой девочкой.
- Мы жили в Воронежской области, - вспоминает она. - В городе Острогожске. У нас немцы стояли, то есть, мы, получается, в оккупации были. Братишка мой совсем маленький был, родился в марте 1941 года. А мы в бараках жили, в совхозе домов-то нормальных тогда и не было. А немцы неподалеку поставили палаточный лагерь, а кухня была на улице. Мы голодные были, понятно, братишка постоянно есть хотел. А немцы приготовят еду на кухне своей, своих солдат накормят, а остатки еды нам, бывало, перепадали. Мама нас силком туда отправляла к ним за едой. Да они, немцы, и сами нам кричали: “Ком, ком!” Мы боялись сначала за остатками еды ходить, а потом родители нас заставили и мы уже ходили и брали то, что нам дадут.
По словам Марины Кузьминичны, немцы лояльно относились к местному населению, но ее мама все равно боялась их.
- Колодец у нас далеко был, - продолжает она. - И мама по воду никогда одна не ходила, все время меня только с собой брала. Идешь на колодец, а они в реке купаются прямо голые. Не стеснялись никого. Конечно, они убивали людей. Тех, кто выходил из леса. То есть, часто бывало так, что при отступлении наших войск, бойцы терялись в лесу, а потом выходили. Немцы наших военных и расстреливали. Вернее, сначала находили в лесу, а потом уже расстреливали.
Еще один случай вспомнила Марина Кузьминична. В соседях у них жила семья, в семье был сын лет 16, у него была совсем маленькая сестренка.
- Немцы пришли к ним в дом, - рассказывает Марина Юрканцева, - а парень схватил свою сестренку на руки и убежал. И немцы стрелять в него не стали, - малышка у него на руках была. А иначе бы расстреляли.
Марина Кузьминична, рассказывая о детских годах, выпавших на военное время, плачет. А успокаиваясь, продолжает: “Наши войска отступали тогда, и сильно бомбили тогда наш город. Мама и соседки наши собрались вместе и пошли к реке, подальше от бомбежки. И когда мы пришли туда, в реке все дно было красное от крови. И трупы. Их очень много было. Вот это мне очень сильно запомнилось”.
После войны Марина Кузьминична поступила в педагогическое училище, закончила его в 1956 году и приехала в Североуральск.
- Сюда сначала мои сестры с мужьями переехали из Воронежской области, - объясняет она. - А потом маму мою перевезли. Я на 4 курсе училась, осталась доучиваться, а после окончания уже к маме поехала сюда. И всю жизнь здесь прожила.
Супруга Марины Юрканцевой уже нет в живых. Но у нее две дочери и сын, четверо внуков и четверо правнуков.
- Дочкам моим уже 64 года и 60, - говорит она. - Одна из них в Башкирии живет, другая - в Оренбурге. А сыну, Мише, 50 лет. Он в нашем городе живет (
Михаил Юрканцев - очень известный в нашем городе человек, - ведущий различных городских мероприятий, вокалист, гитарист и, кроме того, учитель одной из городских школ, - прим. редакции).
Марина Кузьминична признается, что семья - это ее счастье.
- Я - богатая мама, бабушка и прабабушка, - улыбается она. - Мы раньше, пока еще здоровья было побольше, часто с внучками ездили в Воронеж - меня тянет на родину. Теперь уже не езжу. Здоровья поменьше стало.
Марина Кузьминична прочла одно из своих стихотворений:
Я - русский человек, и этим я горжусь!
И в наш тревожный век люблю святую Русь!
За доброту душевную, за мудрый склад ума,
За помощь бескорыстную тем, кому нужна.
За правду и за честность к соседям и друзьям.
За силу и за доблесть, кто жить мешает нам.
Люблю тебя, Россия, за яркий твой рассвет.
В тебе надежда, сила и краше тебя нет!
Марина Кузьминична пообещала принести свою тетрадь со стихами, а мы будем публиковать их по мере возможности.
Иллюстрация в
анонсе: Елена Ковыршина