Мария Воронцова - о вышивке бисером, войне, конфетах-подушечках и медицинских операциях

Мария Воронцова - о вышивке бисером, войне, конфетах-подушечках и медицинских операциях
Дядя-военный, воспитавший Марию и ее сестру Тамару. Фото из семейного архива Воронцовых

Вышивать бисером Мария начала еще в Ташкенте, когда ей было 11 лет.
- Люди, женщины и мужчины, приносили мне платья вышивать, чеплышечки, - вспоминает 86-летняя Мария Александровна Воронцова (в девичестве Балина). Чеплышечками она зовет тюбетейки.
Мать Марии умерла от рака в 39-м году, Маше, младшей в семье, было 2 года, кроме нее были еще брат и сестра. Всех их после смерти матери забрала из Черемухово к себе родная сестра отца.
- Она и ее муж были военными секретной военной части. Куда их пошлют, туда и мы с ними едем, - рассказывает Мария Александровна, - с 39-го по 43-й прожили в деревне под Севастополем. Нас с сестрой часто отправляли через болото к партизанам, мы под одеждой носили какие-то документы.
Мария помнит немцев, которые в 41-м приехали в их селение.
- Два генерала, четыре-пять полковников, офицерье и девять человек охраны на трех мотоциклах, - говорит Мария Александровна, - двое офицеров ходили к нам в дом мыться в русской бане, нас в это время прятали в подвале, там стояли стол и кровать, и был лаз на улицу, чтобы в туалет ходить.
Помнит женщина, как они с сестрой находили в лесу раненых русских солдат. Чтобы немецкие овчарки их не нашли, девочки забрасывали раненых разными лесными травами, запах которых отпугивал собак.
- Тетка в травах разбиралась, нам говорила, какие нужны, - вспоминает Мария Александровна, - она была военврач, раненого этого, солдата лет 25-30, она прооперировала, и через месяц он ушел. Человек пятнадцать мы таким образом спасли, а одного не сумели, у него живот весь разорван был. Не выжил, пришлось похоронить.
Дядя-опекун, которого звали Иоганн Родионович (черно-белую фотокарточку Мария хранит до сих пор), был с приемными девочками строг, чисто как с солдатами.
Летом 43-го года им сказали срочно уходить с обжитого места.
- Кто-то нас выдал, и ночью мы ушли, - говорит женщина, - нас забрали и отвезли в Москву. Помню, нам с сестрой налили чаю в стаканы с подстаканниками, дали по булочке, четыре конфеты-подушечки и одну в фантике. Много лет я этот фантик хранила.
Из Москвы семью военных перебросили в Ялту, потом в Ашхабад, потом, в 48-м году, в Ташкент. Туда же вернулся с фронта старший брат Марии и Тамары. Он и приемные родители завербовались работать на угольную шахту в Караганду, а через два года брат увез девочек обратно на родину, в Черемухово.
- Вскоре стариков комиссовали и они забрали меня в деревню Мостовую, это в пяти километрах от Черемухово, между Тонгой и Воскресенкой. Там золото мыли, речка была, в ней вода такая вкусная. Драги ходили, а теперь курица пройдет и ноги не намочит, совсем обмелела, - смеется Мария Александровна.
Мария и ее сестра устроились работать на Тонгу, мужики валили лес, девочки собирали сучья и жгли костры. Потом их отправили скобами сбивать плоты. За свой труд они получали зарплату. А вот прибавить 9 лет тяжелой работы к общему стажу не удалось - никаких записей об этом не сохранилось.



Про замужество, детей и трудовой путь
В 22 года Мария вышла замуж, супруг был североуральский, жил на улице Советской, 38. Перевез ее в город. Вскоре появился первенец, а потом еще два мальчика и дочь. Муж Марии был электромонтером, ездил по командировкам, обслуживал секретные воинские части.
- Уехал работать в Красноярск, там был завод под землей, - рассказывает Мария Воронцова, - впятером ездили, все пятеро получили облучение. Все вскоре, в разное время, умерли.
Супруг Марии умер в 1969-м, через десять лет после свадьбы. Дочке был всего годик, Марии - 32. Образования никакого - в школу во время странствий по стране с приемными родителями девочек не брали, читать и писать тетка научила их дома.
Мария устроилась на работу в книжный магазин техничкой, и пыль вытирала, и полы мыла, и книги выгружала. Потом ее забрали на Молодежную, 9, разгружать хлеб, старший сын уже в школу пошел, а остальные дети - в садик.
- Я заболела сильно, все ведь на нервах, язва желудка и 12-перстной кишки, семь с половиной часов операцию делали, хирург-немец был, фамилию не помню, - рассказывает Мария Александровна, - сделал хорошо, молодец. Потом лечилась у невролога.
Платили Марии Александровне 30 рублей - 15 зарплата, 15 - аванс. После смерти мужа на четверых детей дали еще 56 рублей. Потом зарплату в два раза подняли. После хлебного магазина перевели в универсам, тоже на хлеб. Потом поставили на фасовку - сахар, мука.
- Однажды двигали бидоны с молоком. А у меня на ноге черная гроздь висела, как виноград, и она лопнула, кровь хлынула, я сознание потеряла, - вспоминает женщина, - четыре часа меня оперировали, сгустки крови эти вырезали затвердевшие - нарыв пошел. Любые сложные операции у нас больнице делали. А сейчас - иди туда, иди сюда, никуда не ходи…
После операции несколько дней Мария не могла прийти в себя.
- А кушать-то надо, они меня глюкозой капали, - рассказывает Мария Александровна, - из-за этого сахар поднялся.
Спустя время женщина перенесла инфаркт, через четыре месяца - второй. Но, говорит, выжить пришлось. Двоих сыновей похоронила, внук-красавец в 22 года погиб, разбился.

Досуг - вышивка и кошка Муся
Сейчас любимым занятием Марии является вышивка бисером. Внучки из Екатеринбурга присылают все, что для этого необходимо. Любимая тематика - иконы и животные, особенно тигры. Прекрасными цветными картинами увешана вся квартира, комнаты и коридор.
- Говорю девчонкам, тигры у меня уже есть, льва хочу, - с улыбкой делится Мария Александровна, - они смеются: “Больше ничего не хочешь?”
16 лет живет у Марии породистая кошка с простым именем Муся. Женщина любит ее и лелеет.
С любовью рассказывает о дочери, с уважением - о зяте, который к каждому празднику подписывает для тещи открытку с наилучшими пожеланиями.


Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных