Николай Супрунов: “На Верхнюю Коноваловку переселенцев на зиму завезли. Никто оттуда не вышел”

Николай Супрунов: “На Верхнюю Коноваловку переселенцев на зиму завезли. Никто оттуда не вышел”
Семья высланных с Кубани Гринько хоронит маленького сына Толика. Сзади - сколоченный из досок дом. Фото из семейного архива Супруновых
Североуралец Николай Супрунов продолжает делиться воспоминаниями. Его покойная супруга - внучка высланного в наши края с Кубани Самойло Гринько. В семейном альбоме Супруновых сохранилось несколько старых фотографий тех времен - на одном из них отец семейства Самойло (отчество его Николай Петрович не помнит), его дети Любовь и Иван, приехавшие с ним с Кубани (их мать умерла до высылки на Урал), и две дочери Любови Самойловны - Антонина и Вера. Повод трагический - похороны маленького сына Толика, на обратной стороне дата - 1956 год. Семейство стоит на фоне сколоченного из досок жилища.
- Такие тогда дома были, - объясняет Николай Супрунов, - жили они, где сейчас электроцех субровский, за ним дачи, и в сторону 16-й шахты обширные поля. До 70-х годов стоял этот дом. Они как делали дома - доски-доски, между ними внутри земля, и сверху, на потолке земля, для утепления, засыпушки. И таких домов было полно.
Были, по словам Николая Петровича, дома, где сейчас переезд на Шихтовальный, вдоль железной дороги домов 15 стояло. И как на дачи Второй Северный поворачивать, по правой стороне тоже дома стояли.
- Там жили расконвоированные, а может, обслуга лагерей, - говорит Николай Супрунов, - везде люди жили.
Самойло Гринько сослали на Урал в начале 30-х годов, его дочери Любе (теще Супрунова) было 12 лет, она 1918 года рождения. Она помнила, как их раскулачивали. Девочка убежала, но кто-то из активистов ее догнал и выдрал из ушей сережки.

Семью Самойло привезли на Урал летом, что, вероятно, и спасло жизнь этим людям.
Они к осени-зиме успели заготовить грибы, ягоды, орехи - еду.
 - Рассказывали, что на Верхнюю Коноваловку людей на зиму завезли, куда они делись, никто не знает, никто оттуда не вышел, - говорит Супрунов, - может, умерли, куда-то их там зарыли. Ни картошки, ни хлеба же у них не было. Какой-то паек, может, давали, и то, если норму сделал. Не сделал - иди на фиг. А что тут удивляться?
Как говорит Николай Петрович, в семье его супруги о тех тяжелых временах вспоминать не любили. Жили впроголодь.
- На фото 50-е годы, а они все в фуфайках, - рассуждает мужчина, - и в 60-х все мужики так ходили, в фуфайках и кирзовых сапогах. Была, конечно, кое-какая одежда на выход, а так единицы жили хорошо, управленцы.
P.S. Супруга Николая Петровича работала в ателье “Солнышко” на площади Мира (фото, парикмахерская, швейный цех). Потом они переехали в другое здание на улице Мира, где потом было казначейство, а сейчас - совет ветеранов.
- Фотографами работали Сафоненко, Еманов, - перечисляет Николай фамилии, которые в Североуральске были на слуху, - мама Еманова работала в редакции городской газеты.
Дорогие читатели, если вам есть что рассказать о жизни нашего города и поселков в прошлом - делитесь воспоминаниями, это интересно.

Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных