За последние три года количество ДТП с участием детей снизилось в два раза: с 414 аварий в 2014 г. до 191 за январь — сентябрь 2017 г. Даже если предположить, что эта цифра еще увеличится, все равно аварий становится меньше.
Больше всего детей пострадало в авариях в 2012 г. В основном из-за того что родители перевозили их без специальных автокресел или вообще непристегнутыми. В последующие три года показатели стабильно снижались, только в 2016 г. произошел небольшой рост — на 15%.
Дети в редких случаях гибнут из-за собственной невнимательности. За последние четыре года не погиб ни один несовершеннолетний водитель мопеда. Лишь три школьника-велосипедиста спровоцировали смертельные ДТП и 12 — умерли под колесами машин.
В большинстве случаев вина лежит на взрослых водителях. Причем не только на тех, кто перевозит собственных детей. Аварий можно было бы избежать, если бы водители не выезжали на встречную полосу. В этом случае не спасают даже специальные удерживающие устройства.
Дети-пассажиры, погибшие в 2016 г.
Возраст ребенка |
Пристегнут/нет |
Причина ДТП |
Кто виновник аварии |
13 лет |
Пристегнута, сидела сзади |
Превышение скорости, выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
11 лет |
Пристегнут с адаптером |
Выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
3 года |
Выскользнул из-под ремня, не было ДУУ |
Выезд на встречную полосу |
Водитель встречногоавтомобиля |
6 месяцев |
В автолюльке |
Выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
8 месяцев |
В автолюльке |
Выезд на встречную полосу |
Водитель встречногоавтомобиля |
6 лет |
В соответствующем ДУУ, на заднем сиденье с правой стороны |
Выезд на встречную полосу |
Водитель встречногоавтомобиля |
13 лет |
Пристегнута ремнем, сидела сзади |
Выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
12 и 13 лет |
— |
Выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
Трое 15-летних подростков |
— |
Пьяный водитель на грузовике въехал в жилой дом |
Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
3 года |
В ДУУ, на заднем сиденье |
Выезд на встречную полосу |
Водитель встречногоавтомобиля |
2 года |
В ДУУ, на переднем сиденье |
Столкновение с лосем |
|
14 лет |
— |
Выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехал ребенок |
4 и 8 лет |
В бустере и в ДУУ, на заднем сиденье |
Превышение скорости, выезд на встречную полосу |
Водитель автомобиля, в котором ехали дети |
По словам начальника отделения пропаганды УГИБДД по Свердловской области Татьяны Бердниковой, иногда достаточно самых простых вещей, чтобы минимизировать риски смертельных ДТП, но родители и водители пренебрегают даже ими. Только в 2016 г. десять детей в возрасте от 6 месяцев до 15 лет, доверивших свою жизнь родителям, разбились в авариях.
Причина одна — выезд на встречную полосу. В остальных случаях в машины, где ехали дети, врезались другие участники дорожного движения. Многие водители, отмечают в ГИБДД, не понимают всю серьезность этого нарушения.
— Каждое дорожное происшествие, в котором погибает ребенок, — это страшная беда. Особенно тяжело оттого, что буквально небольшими, несложными действиями жизнь маленького человека можно было спасти. Я помню обращение гражданина, который бурно негодовал по поводу того, что на Пермском тракте, в районе Нижних Серег, установили слишком много, по его мнению, знаков, запрещающих обгон. А у меня перед глазами — три погибших ребенка именно на том участке автотрассы, три маленьких пассажира, которых убили те, кто выехал на полосу встречного движения, не убедившись в безопасности этого маневра. И я помню глаза каждого водителя, по чьей вине погибли дети. Поэтому Сергею ответила, что после установки знаков там в ДТП стали реже погибать люди, мы сохранили 12 человек, которые вернутся домой. И мы будем это делать, несмотря на ваши гневные отзывы. Потому что мы слишком часто видим смерть. Он ответил: «Спасибо». Больше обращений от него не поступало.
Вместе с тем продолжает увеличиваться число аварий, в которых дети страдают и
гибнут из-за нарушения правил перевозки. По итогам первого полугодия 2017 г. число таких случаев
выросло на 114,3%.
— Я помню аварию под Камышловом, когда погиб младенец. Когда мы приехали на место этого жуткого ДТП, машины уже растаскивали, снегом были запорошены как следы торможения, так и куски автомобилей, вокруг валялись вещи из машин. В том числе на земле лежало розовое одеяло, а под ним — кукла. Я в тот момент подумала, что ребенок только появился на свет, а ему уже настоящего пупса подарили. И только подойдя ближе, я поняла, что это и лежит на промерзшей земле, заботливо укрытый детским одеялом, тот самый погибший, от роду два дня, ребенок, который никогда этих настоящих кукол уже и не увидит. Не скрою, мне стало плохо физически. Маленький человек, чьи родители не стали покупать автолюльку. Не мне судить их как родителей — они понесли уже свое наказание.
И все-таки подавляющее большинство происшествий, где пострадали дети-пассажиры, — это столкновения. В ГИБДД отмечают, что на 100% выросло число пострадавших детей-пассажиров из-за несоблюдения водителями очередности проезда и нарушения правил обгона.
— Запомнилось ДТП, в котором четырехлетний мальчик сидел сзади на подушке, ехал вместе с родителями, на достаточно крепком автомобиле — стареньком «Мерседесе». Водитель встречного транспорта не справился с управлением и выехал на встречную полосу, произошло небольшое столкновение, на «Мерседесе» — помято крыло. И всё. Взрослые практически не получили никаких травм. А вот ребенок, сидевший сзади, от этого небольшого столкновения просто-напросто выскользнул из-под ремней безопасности, которые не предназначены были для его роста, — получил перелом основания черепа и умер. Умер. Ребенок умер из-за того, что родители, как выяснилось позднее, не стали тратить время и заезжать за нормальным креслом, которое у них было. И у их ребенка было. Но получилось, что кресло есть — а сына больше нет. Ему было всего 4 года.
И напоследок еще несколько важных цифр:
- За 9 месяцев в Свердловской области в ДТП погибли 11 детей и пострадали 209.
- Подавляющее большинство происшествий, где пострадали дети-пассажиры, — столкновения автомобилей. В этом году уже погибли 5 детей и 68 получили травмы.
- Доля детей-пассажиров от общего количества пострадавших в ДТП детей составляет 40%.
- Каждый третий ребенок получает травмы в ДТП из-за нарушения водителями правил перевозки.
- Более 40% пострадавших — дети до 7 лет.
- Наибольшее число ДТП с участием детей-пассажиров зарегистрированы в воскресенье (16 случаев, 19 пострадавших) и в понедельник (12 случаев, 3 погибших и 17 пострадавших детей). Меньше всего несовершеннолетние попадали в аварии по средам (10 пострадавших) и четвергам (9 пострадавших).
«Пожалуйста, не выезжайте на полосу встречного движения, не убедившись в безопасности. Пожалуйста, купите детям полноценное детское кресло. Давайте перестанем убивать друг друга только из-за экономии времени и уверенности в себе как водителе», — обращается ко всем автомобилистам Свердловская госавтоинспекция.