К сожалению, в последнее время в средствах массовой информации продолжает муссироваться тема «несправедливого» увольнения и последующей «травли» тренера-преподавателя по самбо Североуральской спортшколы Эдуарда Галкина. В связи с этим даем разъяснения для родителей и общественности.
Напомним, 6 марта 2024 года мировой суд судебного участка №2 признал тренера-преподавателя Эдуарда Николаевича Галкина виновным в совершении административного правонарушения в отношении одного из обучающихся по статье 6.1.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса РФ (если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния), и назначил штраф в пять тысяч рублей.
На суде рассматривался случай, произошедший летом прошлого года в детском оздоровительном лагере дневного пребывания на базе Североуральской спортшколы, где Эдуард Галкин работал воспитателем, тренером-преподавателем.
На одной из прогулок мальчик пнул девочку. Эдуард Николаевич в качестве воспитательной меры предложил потерпевшей пнуть обидчика в ответ, а потом дал подзатыльник нарушителю порядка, когда тот вздумал нагрубить педагогу (или подтолкнул в затылок, как утверждает тренер).
К сожалению, возникший на этой почве конфликт с родителями несовершеннолетнего не был урегулирован, и дело закончилось судебным разбирательством.
Суд признал претензии родителей обоснованными. Эдуард Николаевич не обжаловал решение в установленные законом сроки, и документ вступил в силу 17 марта 2024 года.
20 марта 2024 года мама мальчика обратилась к руководству спортшколы с требованием уволить Эдуарда Галкина по ст. 336 п.2 Трудового кодекса РФ, приложив решение суда, подтверждающее факт насильственных действий, причинивших физическую боль.
Директор спортивной школы Евгений Вершинин не имел права не отреагировать на заявление, поскольку несет ответственность за соблюдение правовых и этических норм в возглавляемом им учреждении дополнительного образования. Кроме того, в трудовых договорах работников спортшколы, в том числе и Эдуарда Галкина, отдельно указано, что за применение (в том числе однократно) методов воспитания, связанных с психическим и (или) физическим насилием над личностью обучающегося, следует увольнение.
Увольнение по статье 336 п.2 ТК РФ не лишает гражданина права в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью, но далеко не каждый руководитель образовательного учреждения рискнет принять такого соискателя на работу. Понимая это, Евгений Вершинин предложил Эдуарду Николаевичу уйти по собственному желанию, чтобы не портить трудовую биографию. Тренер сначала согласился, но позже отозвал свое заявление и в результате был уволен по соответствующей статье 22 апреля 2024 года.
Родители воспитанников Эдуарда Галкина были возмущены этим фактом и написали письма в различные инстанции, средства массовой информации и соцсети, в которых крайне негативно охарактеризовали мальчика, когда-то посещавшего секцию самбо, и его родителей и потребовали вернуть тренера на работу.
Глава города Светлана Миронова, начальник Управления образования Ирина Ощепкова и директор спортшколы Евгений Вершинин оперативно отреагировали на публичное обращение и 23 апреля встретились с родителями. При этом руководители предложили тренеру извиниться или побеседовать с родителями мальчика, чтобы окончательно исчерпать тему конфликта, но Эдуард Николаевич отказался. К словам коллег на тренерском совете Галкин также не прислушался.
Учитывая общественный резонанс, мнение родителей воспитанников и заслуги тренера Эдуарда Галкина, вырастившего победителей и призеров Всероссийских и региональных соревнований, глава Североуральского городского округа Светлана Миронова дала поручение руководителям системы образования и спортшколы принять Эдуарда Николаевича на работу, что и было сделано 2 мая 2024 года.
Поясняем, ни о каком восстановлении на работе и отмене приказа директора спортшколы речи не шло, поскольку это невозможно было сделать, учитывая имеющееся решение суда, официальное обращение родителей участника инцидента и трудовой договор с тренером-преподавателем. Кроме того, по-разному можно относиться к действиям тренера с бытовой точки зрения, но закон в этом плане непреклонен: методы воспитания, связанные с психическим и (или) физическим насилием над личностью обучающегося, запрещены.
Но Эдуард Галкин не согласился с таким решением и подал иск к директору спортшколы Евгению Вершинину, потребовав отменить приказ об увольнении, восстановить его на работе, оплатить вынужденный простой с 22 апреля по 2 мая 2024 года и возместить моральный ущерб суммой в 5 тысяч рублей. При этом истец аргументировал тем, что руководство нарушило порядок применения дисциплинарного взыскания.
26 июня Североуральский городской суд отказал тренеру в исковых требованиях, отметив, что увольнение было произведено на основании заявления родителей и решения мирового суда, подтверждающего факт насильственных действий, причинивших физическую боль обучающемуся. Приказ директора был подкреплен объяснительной тренера, выпиской из протокола заседания профкома, служебной запиской специалиста отдела кадров и уставом организации, хотя это в данном случае даже не требовалось, так как увольнение по статье 336 п.2 ТК РФ не является дисциплинарным взысканием.
Также суд подчеркнул, что повышенные требования закона к педагогическим работникам (в том числе требования по соблюдению норм этики и морали, уважения чести и достоинства обучающегося) направлены на защиту интересов несовершеннолетних, поскольку детство - это период физической, умственной, психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, когда закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы.
- Довольно странно слышать от некоторых родителей оправдание действий тренера в связи с тем, что воспитанник, мол, плохой и неуправляемый, - сказала начальник Управления образования Ирина Ощепкова. – Педагог обязан найти подход к любому ребенку, не используя при этом рукоприкладство или психологическое насилие, наладить контакт с родителями. А если что-то не получается, нужно обратиться к руководству спортшколы, разобрать ситуацию на педсовете, чтобы выработать совместные действия, уладить конфликт и не потерять обучающегося.
- У меня 17 лет тренерского стажа, у моего отца, который когда-то возглавлял спортшколу, - 50 лет, но ни разу отношения с трудными детьми не опускались до такого уровня, - поделился директор спортшколы Евгений Вершинин. – Для ребят тренер, как отец. К нему иногда прислушиваются больше, чем к родителям. И от того, как педагог выстраивает отношения в детском коллективе, какой подает пример, зависит поведение ребенка в будущем. И если юный спортсмен будет видеть грубость и рукоприкладство на тренировках, то где гарантия, что, повзрослев, он не будет так же обращаться с родителями, женой или своими детьми?
Евгений Валерьевич подчеркнул, что ему, как руководителю образовательного учреждения, важно, чтобы педагог осознал, что в своей работе применил недопустимые методы воспитания и не делал этого впредь. Однако стандартно просматривая видеозаписи тренировок, прошедших уже после решения мирового суда, Евгений Вершинин обнаружил аналогичный факт насильственных действий у Эдуарда Галкина в отношении другого воспитанника, поэтому в мае обратился в прокуратуру с просьбой дать действиям тренера объективную правовую оценку.
- Ни о какой травле и преследовании тренера не может быть и речи, - пояснил Евгений Вершинин. – Я как раз заинтересован в том, чтобы Эдуард Николаевич осознал неправомерность своих методов воспитания и продолжил спокойно работать в рамках закона, не нагнетая обстановку. Я всегда готов обсудить с ним любые вопросы, для этого совершенно необязательно каждый раз поднимать родителей, общественность и СМИ. Это не идет на пользу ни спортшколе в целом, ни самому Галкину и его воспитанникам.
Что касается публикаций в СМИ, где утверждается, что тренера Галкина, якобы, наказывают рублем, то Евгений Вершинин пояснил, что это не соответствует действительности. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются коллегиально специальной комиссией, состоящей из работников учреждения, на основании Положения об оплате труда в пределах бюджетных ассигнований, средств от платных услуг и иной приносящей доход деятельности.
В мае Эдуард Галкин получил ежемесячную стимулирующую выплату за интенсивность с учетом продолжительности этапов спортивной подготовки и групп по видам спорта за отработанное время. С июня ему выплачивается 40% от оклада за результативное участие в подготовке спортсменов, занявших призовые места на соревнованиях высокого уровня. Кроме того, в июне ему была выплачена единоразовая сумма в размере 80% оклада за трех спортсменов, показавших серьезные результаты на областных соревнованиях по самбо.
Также отметим, что Эдуарду Галкину и его воспитанникам продолжают выделяться средства для поездок на соревнования, при этом оплачиваются не только транспортные расходы, но и питание, приобретение экипировки и инвентаря.
В целом в 2023 году на выездные соревнования обучающихся отделения самбо по направлению «Спортивная подготовка» было выделено 350 000 рублей, в 2024-м – 500 000 рублей.
В 2020 году на приобретение борцовского покрытия для отделения самбо было выделено 220 950 рублей, в 2021-2023 годах - 364 200 рублей на куртки, шорты, борцовки и манекены.
Руководство идет навстречу просьбам Эдуарда Галкина. Понимая, что в связи с увольнением тренер не имел возможности использовать очередной отпуск, Евгений Вершинин дал ему отгулы с 29 июня по 12 июля за ранее отработанное время.
- То есть тренеру-преподавателю создаются благоприятные условия для работы, но ответного движения навстречу мы, к сожалению, пока не видим. Эдуард Галкин предпочел пойти на конфликт, - сказала начальник Управления образования Ирина Ощепкова. - А хотелось бы, чтобы он сделал для себя правильные выводы по применению методов воспитания и наладил конструктивные, доброжелательные отношения с руководством и коллегами, чтобы спортшкола спокойно, нормально работала - без публичных разбирательств, отрицательно сказывающихся на атмосфере коллектива и авторитете учреждения, который нарабатывался годами многими тренерами.
Светлана Ермолова, пресс-секретарь Управления образования.