7 апреля в отдел полиции Североуральска поступило заявление от 62-летнего екатеринбуржца, который в период работы вахтовым методом проживает в Североуральске. Заявитель рассказал, что 4 апреля ему позвонила неизвестная, которая сообщила, что в доме будет производиться замена домофона, и на период подготовки ключей от домофона доступ в подъезд будет по коду. Затем попросила продиктовать ей код, который направили в СМС. Мужчина открыл СМС, которое действительно пришло якобы от Госуслуг, и назвал код.
Затем злоумышленники следовали по стандартной схеме с «сотрудниками ФСБ», «Роскомнадзора» «Росфинмониторинга» и «представителями ЦБ», которые поочередно убеждали екатеринбуржца в необходимости обезопасить свои средства. Объяснив, что была попытка перевода его денежных средств. Отправили ему подтверждающий документ. Затем ему сказали, что в Госуслугах появился новый документ - доверенность на некого гражданина, заверенная его электронной подписью. Пострадавший по их указанию сначала установил программу «защиты Минцифры России», затем программу «WEBKEY» для отслеживания звонков мошенников.
Все звонки от аферистов поступали в мессенджере WatsApp и Telegram, а «сотрудник ФСБ» позвонил даже по видеосвязи. Он пояснил, что необходимо выявить, кто в банке помогает мошенникам. Потерпевшему скинули в WatsApp ссылку, перейдя по ней он увидел, что его денежные средства в сумме 1 250 000 рублей переведены с депозитного вклада на его другой счет. Как объяснил ему «сотрудник Росфинмониторинга» это сделано для перевода денежных средств в Центробанк РФ, временно на два дня, а затем они автоматически вернутся на счет потерпевшего. Также посредством мессенджера, мужчина был ознакомлен с «документами ЦБ РФ» о процедуре перевода денежных средств на новый легализованный счет.
Далее по указанию злоумышленников мужчина отправился к банкомату, снял со своего банковского счета 1 250 000 рублей – 8 раз по 150 000 рублей и один раз 50 000 рублей. После чего положил эти деньги на счет, который мошенники прислали ему на телефон с заставкой ЦБ РФ.
На следующий день, 5 апреля, потерпевший дозвонился на телефон доверия ФСБ РФ, где ему пояснили, что он стал жертвой мошенников.
По данному факту следственным отделом ОМВД Североуральска возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере).
Полицейские предупреждают, что сотрудники организаций и правоохранительных органов не связываются с гражданами в мессенджерах, не требуют персональные данные или установить какое-либо приложение, и тем более не просят перечислить денежные средства на определенные счета. Будьте бдительны! Не предоставляйте доступ к своему мобильному устройству, не переходите по ссылкам, отправленным в сообщениях от незнакомцев. Проверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных по телефону. Самостоятельно позвоните в управляющую компанию или другую ответственную организацию. Никогда не называйте коды из СМС. Ни сотрудники УК, ни коммунальные службы, ни банки не запрашивают такие данные по телефону. Если вас просят назвать код - это 100% мошенничество.
Предупредите о данной схеме мошенничества своих родственников и знакомых.
ОМВД России «Североуральский».