Последнее воскресенье ноября – день особенный для каждого человека. Ну хотя бы потому, что у каждого из нас есть мама. И каждая мама заслуживает, чтобы о ней говорили: пусть без имен и фамилий, но зато – максимально честно...
Главное предназначение женщины - длить жизнь...
Фото: tlt.ru
Убирайся, а то убью!
Моя мама – хороший психолог. Раньше, когда был маленьким, конечно я этого не понимал, просто всегда со всеми своими проблемами шел к ней. И теперь только я начал осознавать, что все ее советы были дельными, правильными, она всегда чувствовала, чего хочу я и чего ждут от меня другие. Может быть, поэтому мы с ней никогда не ссорились. Только один раз.
Я пошел во второй класс (программу первого мы прошли в садике). И чуть ли не в первый же день учебы получил замечание в дневник. За что — не помню. Зато хорошо помню, что было дома. Мама села рядом со мной, обняла и стала спокойно так разговаривать: «Сынок, я одна вас воспитываю. Значит, я вам и за маму, и за папу. Поэтому я расстраиваюсь за двоих, мне больнее вдвойне, когда у вас что-то идет не так».
Честно, никак не повлиял на меня этот разговор. В дневнике появлялась запись красной пастой и на следующий день, и через день. И каждый раз мама снова спокойно садилась, обнимала и говорила. А на четвертый раз она сорвалась. Я никогда ее такой не видел. Смяла дневник, схватила трубу от пылесоса, я начал убегать, а она пихала меня и кричала – убирайся, забейся куда-нибудь, а то я тебя убью. Помню, как я забился в кладовку. Долго боялся выползать из нее. А когда все же вылез, увидел, как она стоит у окна и плачет.
И я стал хорошим учеником, без замечаний, с нормальными оценками. Я теперь знаю, а тогда еще не знал – я для нее это делал. После этого случая для меня стало важно, чтобы она мной гордилась.
Помню, когда был маленьким, мы часто смотрели вместе кино. И когда там что-то происходило и мама начинала плакать, я тоже плакал. Не понимая, что такого грустного случилось в фильме, я плакал просто оттого, что плачет она.
Мы с ней друзья, общаемся на равных. Я даже могу сделать ей замечание, если она где-нибудь на стуле свой лифчик бросит. Но она во все времена мой главный учитель. Не скрою, бывает со мной такое, что тянет к какой-то неправильной жизни – выпить, покурить. Но это не затягивает, потому что знаю – ей будет плохо, если я буду таким. Она для меня – символ стремления к хорошему.
Сергей, 17 лет, студент.
Воюем, взрослеем...
С первенцем особых трудностей у меня не бывало. Кроме нескольких месяцев, когда умер муж. Сережке было семь лет, все уже понимал. Видимо, стараясь не показывать своего горя мне, он замкнулся. Трудно, почти невозможно было разговорить его. А мне от этого еще тяжелее становилось. Сейчас вспоминать страшно, как пережила то время: Жене (младшему) всего шесть месяцев было. Сережа сразу и прочно занял в нашей семье место главы, старшего, мужчины. И конечно, жизнь заставила его рано повзрослеть, стать во всем моей поддержкой, опорой. И тем труднее было мне решиться отправить Сергея в кадетское. Как от сердца оторвала. Для себя решила – попробуем поступить. Это будет хорошим уроком для сына – он проверит свои силы на вступительных экзаменах. И самой мне важно было понять, как он поведет себя, всяко ведь бывает: растеряется, занервничает или справится? При конкурсе 11 человек на место Сережа поступил, справился с первым серьезным испытанием достойно. Сейчас он заметно возмужал, посерьезнел. И гордость берет, любуюсь им.
Но сложности время от времени возникают. Нередко приходится подолгу сидеть и объяснять, к примеру, что не каждый приятель – друг. Что дружба проверяется временем, что в жизни нашей, к сожалению, существует такое понятие, как предательство. Для того, чтобы понял, рассказываю о том, что происходило в его годы и позже со мной. Характер у него непростой, часто вижу, что не убедила, что не согласен. Но не спорит, не огрызается. Просто смотрит прямо в глаза и говорит: «Хорошо, мама». Думаю, это уже плоды кадетского воспитания. Девиз их школы «Мужество, честь, доблесть».Очень помогает в воспитании директор училища, полковник, отличный, правильный мужик. Он им как отец. Такому не страшно доверить сына. В конце каждой четверти встречается с каждым из родителей, знает все о каждом воспитаннике. Недавно вот новая проблема возникла – Сережка курить стал. Я обратилась к полковнику. Он выслушал и успокоил: «Сам воспитал двоих детей, знаю. Не переживайте, в таком возрасте многие с этой проблемой сталкиваются. Поговорю, все будет нормально». И я ему верю.
Бывают у Сережки периоды, когда он начинает проситься домой, начинает стонать: «Тут друг, с ним вместе буду учиться». Я и с этой бедой к полковнику его обратилась. Он убедил – главное, чтобы мать не распустила нюни, не показала свою слабость, а сумела строго и категорично сказать «нет». Вот так и растем, воюем, взрослеем.
Светлана, 38 лет, мама двоих детей.
Только живи
Звоню маме всегда с замиранием сердца, вдруг со здоровьем что-то не то – давление скакнуло или суставы опять ноют, или еще что – возраст-то достойный... Слышу бодрый голос в трубке – все, отлегло от сердца, Слава Богу, сегодня все в порядке! И так каждый день. Если вдруг не позвонила, закрутилась – душа болит.
Мама. Что для меня, уже самой давным-давно мамы, значит это слово? Я часто размышляю над этим, потому что так, как сейчас, было не всегда. Раньше – сердилась, обижалась, досадовала: «Ну почему она так контролирует меня, что я такого делаю, зачем меня надо чересчур опекать, ограничивать свободу действий?» Подруги иногда говаривали: «Ничего себе, какой прессинг!» Я глотала слезы обиды, слушалась и молчала, с ужасом думая, что мать меня, наверное, не любит, а может, она мне вообще не родная и вдруг меня подменили в роддоме. Отдушиной был отец – любящий, мудрый, веселый, понимающий, балагур и душа компании. Как я любила и боготворила отца, с такой же силой – обижалась и сердилась на мать.
Все во мне поменялось, когда отца не стало. Я уже взрослая, замужняя женщина, сама мать, вдруг поняла, что родителей не выбирают, что они, каждый по-своему, меня любили и любят, что они, такие же, как я – мятущиеся, сомневающиеся, пугающиеся и страдающие, совершенно добрые и простые, знающие жизнь и незнающие ее. Что они вместе со мной росли и взрослели, любили, учили и жили – как могли, как они это понимали, как считали правильным.
Сейчас, оглядываясь на прожитое, я часто думаю: «Господи, как хорошо, что Ты уберег меня! Не наделала я глупостей по молодости лет, не выплеснула обиды, злость и сомнения (а ведь могла) на самого дорогого и близкого человека – маму!».
Моя дорогая, по-возможности, пусть болячки твои будут легкими и быстро проходящими. Сериал, который ты любишь и смотришь, пусть будет нескончаемым, я даже готова выслушать и обсудить с тобой его героев. Обещаю экономить и не тратить деньги на всякую, как ты считаешь, ерунду. Я варю по утрам кашу, как ты советуешь, потому что там хорошие углеводы. Я обещаю одеваться тепло «внизу», чтобы не заболеть по-женски. Я обещаю делать все-все так, как ты хочешь, только бы слышать каждый день в телефонной трубке твой бодрый и такой родной голос. Только живи!
Елена, 51 год.