Когда государство в начале 2000-х создало три способа управления многоквартирными домами: посредством управляющей компании, товарищества собственников жилья или непосредственной формы управления, многие вздохнули спокойно. Причем спокойно вздохнули не только жители, но и энергетики. Самой популярной формой стала и остается до сих пор управление многоквартирным фондом через управляющую компанию.
Что получили жители: вновь переложили свои заботы на кого-то и получили возможность заниматься своими делами. Что получили энергетики: как ни странно, тоже возможность заниматься своим делом – можно было заключить несколько договоров с УК вместо тысяч с жителями, сократить изрядно разросшиеся отделы сбыта, юридические службы и спокойно трудиться на ниве энергоснабжения.
Однако, через несколько лет относительного благополучия многие энергетические компании стали ощущать беспокойство: деньги от жителей стали доходить в сильно усеченном виде, и тарифной выручки стало едва хватать на закупку материалов и оборудования, закупку топлива, выплату зарплаты и многие другие цели. Оказалось, что управляющие компании, созданные, как правило, с небольшим уставным капиталом, иногда и в 10 тысяч рублей, были не прочь погреть руки на проходящих через них транзитом миллионах за энергоресурсы. Можно было перечислить деньги не только завтра, но и после-после завтра, и через месяц, и через полгода или год, а часть денег можно было и вовсе оставить у себя. Да и можно не быть особо настойчивыми с неплательщиками: деньги-то чужие, особой ответственности за них нет, а за работу с должниками никто не приплачивает.
Положение было весьма опасным, ведь энергобезопасность штука крайне серьезная, если остановить или притормозить процесс постоянного обновления устаревшего оборудования, то сложно даже прогнозировать, какие могут быть последствия.
Зачем нужен посредник в сборе денег, если он ни за что не отвечает? Время сейчас непростое, каждый просчитывает все до копейки, и нормальный заботливый хозяин ни за что не отдаст расчеты с покупателем вороватому продавцу. Так поступили и энергетики.
В 2011 году еще только задумывались об этом, в 2012 году приступали к первым действиям, а 2013 год - стал годом прямых поставок: Первоуральск, Артемовский, Кировград, Баранчинский, Алапаевское МО, Новоуральский ГО, Екатеринбург и другие. 2014 год лишь закрепил тенденцию. Если раньше на прямые поставки решались теплоэнергетики, то сейчас в этом направлении пошли и продавцы электроэнергии и воды.
Надо понимать, что решение это вынужденное, скорее всего на какой-то конечный срок, но пока на федеральном уровне не будут проработаны механизмы ограничения аппетитов управляющих компаний, для защиты надежной работы энергосистемы прямые поставки будут действовать.
В ряде городов энергетики объединились для совместной работы по созданию единой квитанции по продаже всех видов энергоресурсов, создаются общественные советы по энергетике или советы потребителей, где гласно, открыто, решаются актуальные вопросы, связанные с начислениями, квитанциями, вопросы взаимодействия с УК по качеству поставляемого ресурса.
Североуральску стоит задуматься обо всем этом, ведь северный город должен ставить во главу угла надежность работы своих энергосистем. Вопрос уже не в том, нужны или нет прямые поставки, а в том, как это сделать удобней и понятней для потребителя.
Елена Жильцова.