«Сейчас куда бежать? Некуда» Как выживают шахтеры и металлурги в свердловских моногородах Дерипаски

В России в течение всего года фиксируется существенный спад промышленного производства. В Свердловской области на различных предприятиях было сокращено около 12 тыс. человек, безработными официально числятся еще примерно 30 тыс. человек. Znak.com отправился на север Свердловской области, чтобы узнать, как моногорода, полностью зависящие от предприятий «Русала» Олега Дерипаски, выживают в кризис Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Между Екатеринбургом и Североуральском больше 400 километров. В среднем дорога на автобусе занимает восемь часов, прямой электрички нет, поезда не ходят. Спрыгиваешь с автобуса рано утром на вокзале рядом с главной площадью, а вокруг все завалено снегом, только дворники – бабушка с дедушкой – расчищают метлами небольшой квадратный участок земли, где кормят голубей. Ежедневно в шахты СУБРа на глубину до полутора километров спускаются сотни людей. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Ежедневно в шахты СУБРа на глубину до полутора километров спускаются сотни людей. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. В Североуральске живет меньше 30 тыс. человек, он был образован в 40-е годы, после того как в окрестностях города было открыто первое месторождение бокситов «Красная шапочка». Сейчас одноименная шахта, как и «Кальинская», «Ново-Кальинская», «Черемуховская», а также открытая этой весной «Черемуховская – Глубокая» входят в состав градообразующего предприятия – Североуральского бокситового рудника (СУБР, принадлежит «Русалу»). За год численность сотрудников СУБРа сократилась примерно на 400 человек, до 3800. «Это произошло естественным образом. Люди ушли на пенсию, кто-то переехал. Мы просто никого не принимали на их места», – рассказывает управляющий директор СУБРа Виктор Неустроев. На данный момент, по его словам, «это оптимальное количество сотрудников» Дистанционные погрузчики, анкероустановочные машины, вообще вся новая техника – импортная. В сфере оборудования для горняков нет российских аналогов нужного качества. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Дистанционные погрузчики, анкероустановочные машины, вообще вся новая техника – импортная. В сфере оборудования для горняков нет российских аналогов нужного качества. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Добыча алюминиевой руды в шахтах СУБРа ведется на глубине до полутора километров. Это уникальный случай, на других предприятиях России пользуются открытым способом. В том числе поэтому сырье СУБРа выходит дороже, чем, например, на «Боксите Тимана» (входит в «Русал»). И, несмотря на то, что «Боксит Тимана» находится в республике Коми, Уральский алюминиевый завод (УАЗ, Каменск-Уральский, входит в «Русал») закупает руду в основном там, а не на свердловском предприятии. Впрочем, как объясняют на СУБРе, дело даже не в цене, а в особенностях технологии производства, при этом в рамках «Русала» спрос и предложение сбалансированы, и Североуральский рудник работает в основном на нужды краснотурьинского предприятия корпорации – Богословского алюминиевого завода (БАЗ). Начальник цеха транспорта и шихтовки Александр Злобин стоит на узком балконе главного здания цеха, как на капитанском мостике, и наблюдает за тем, как разгружается состав, который привез еще «теплую» с красноватым оттенком руду из шахты. Каждый день сюда прибывает по 4 тыс. тонны бокситов. Они сортируются по пяти различным секциям в зависимости от качества сырья, а затем формируются в составы для отправления на заводы: в основном на БАЗ, в сравнительно небольших объемах на УАЗ. Ручного труда в шахте тоже хватает. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Ручного труда в шахте тоже хватает. Фото: Дарья Шелехова, znak.com.
Шахта «Красная шапочка», на которой трудится несколько сотен человек, с учетом истощения ее запасов работает последние два года, а к 2017 году она будет выводиться из эксплуатации.
«Шахта работает по скользящему графику семь дней в неделю. В этом году мы рассчитываем получить от нее 900 тыс. тонн бокситов, в следующем году – еще 700 тыс. После этого будет приниматься решение по ее дальнейшей судьбе», – поясняет Неустроев. Он обещает, что в случае закрытия «Красной шапочки» сокращений не будет – ее сотрудники просто будут распределены по другим шахтам. Саму шахту после закрытия ждет стандартная судьба – ее нижние горизонты будут затоплены подземными водами. Позже на вокзале мы случайно встретимся с шахтером с «Красной шапочки». Он будет долго говорить о своем недовольстве скользящим графиком. Но на вопрос о том, не хочет ли он сменить работу, лишь пожмет плечами: средняя зарплата на СУБРе – 36 тыс. рублей, непосредственно у проходчиков и забойщиков еще выше - более 52 тыс. рублей, а учитывая соцпакет, что-то лучше в Североуральске найти трудно. Впрочем, многие тут просто не хотят ничего менять. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Ежедневно из шахт в цех транспорта и шихтовки поступает по 4 тыс. тонн бокситов. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Ежедневно из шахт в цех транспорта и шихтовки поступает по 4 тыс. тонн бокситов. Фото: Дарья Шелехова, znak.com.
«Я работаю тут уже 32 года. Не надоело ли мне? А что теперь делать? Когда-то приехал на СУБР из-за того, что тут давали квартиру. А сейчас куда бежать? Некуда», – говорит начальник одного из участков на «Кальинской».
По его словам, «работа на шахте тяжелая и малоприбыльная». «Люди у меня получают по 60 тыс. рублей, а я – 40 тыс., хоть и начальник», – жалуется он. «Всем всегда кажется, что они мало получают», – говорит позже Неустроев. Но, по его словам, в случае с начальниками участков сравнение по зарплате логичнее делать со средними показателями, а не с результатами передовиков производства, которые иногда зарабатывают и больше 70 тыс. рублей в месяц.  Управляющий директор СУБРа Виктор Неустроев уверен, что вскоре объем заказов боксита возрастет за счет модернизации БАЗа. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Управляющий директор СУБРа Виктор Неустроев уверен, что вскоре объем заказов боксита возрастет за счет модернизации БАЗа. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. В заводоуправлении на глаза попадается передовица корпоративной газеты с заголовком – «Приказано выжить». Речь в ней идет о снижении цены на алюминий, которая в этом году упала ниже, чем $1500 за тонну. «Мы каждый день следим за Лондонской биржей. Правда помню, как говорили, что, если ниже $1700 опустится, все предприятия придется закрыть. А сейчас ничего, работаем, привыкли как-то», – говорит одна из сотрудниц СУБРа. На руднике пока не объявляли о том, что из-за низкой цены на алюминий «Русал», уже уменьшивший объемы выпуска металла на 800 тыс. тонн, может принять решение о сокращении производства до конца 2015 года еще на 200 тыс. тонн. Неустроев настроен сдержанно-оптимистично. По его словам, инвестиции в производство СУБРа в этом году составили около 1,4 млрд рублей. Большая часть средств, конечно, ушла на «Черемуховскую – Глубокую», которая была запущена в апреле. Но, помимо этого, «Русал» существенно обновил техническое оснащение СУБРа. Под землей, например, появились дистанционные погрузчики и анкероустановочные машины Sandvik, благодаря которым процесс добычи стал проще и безопаснее для шахтеров. Кроме того, СУБР обновил и наземный автопарк, закупив новые БЕЛАЗы, трактора, тепловоз и другую технику, потратив на это более 200 млн рублей. «Русал» продолжит вкладываться в «Черемуховскую – Глубокую», на которой впоследствии планируется добывать 1,5 млн тонн в год.  Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. БАЗ строился в 40е годы прошлого века. Масштабная модернизация рассчитана на два этапа: первый – 2015-2016 годы, второй – 2017-2020.  Фото: Дарья Шелехова, znak.com. БАЗ строился в 40е годы прошлого века. Масштабная модернизация рассчитана на два этапа: первый – 2015-2016 годы, второй – 2017-2020. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. По словам Неустроева, расширять географию поставок бокситов не планируется. «Мы находимся далеко ото всех. Поэтому главное для нас – это БАЗ. Мы полностью взаимосвязаны», – говорит он. От Североуральска до Краснотурьинска, где и находится Богословский алюминиевый завод, можно добраться всего за час на машине. Раньше тут было и глиноземное и электролизное производство, но в 2013 году электролизное производство было закрыто как невыгодное. При цене $ 1,7 тыс. за тонну себестоимость производства на БАЗе была $ 2,1 тыс. за тонну. Впрочем, теперь благодаря реализации серии программ по снижению себестоимости ситуация изменилась, утверждает гендиректор БАЗа Владислав Казачков. По его словам, на сегодняшний день себестоимость глинозема снижена. «Раньше мы были, можно сказать, социальным проектом «Русала» из-за высокой себестоимости. Но геополитически и экономически ситуация изменилась, и теперь мы выгодны для компании, в том числе с точки зрения сырьевой независимости», – говорит Казачков, отмечая, что на БАЗе запущена масштабная программа по модернизации производства, и теперь краснотурьинский глинозем стал примерно на 20% дешевле импортного. В цехах уже появляется новое оборудование.  Фото: Дарья Шелехова, znak.com. В цехах уже появляется новое оборудование. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. На первом этапе модернизация предполагает вложения на уровне $ 4,5 млн в 2015-2016 году. Объемы производства глинозема должны вырасти на 100 тыс. тонн до 1,03 млн тонн. Второй этап предполагает модернизацию производства в течение 2017-2020 годов, и в итоге его объемы должны увеличиться до 1,2 млн тонн. Территория глиноземного производства БАЗа огромна. Завод строился в военные 40-е годы, о чем на каждом шагу напоминают плакаты. Сейчас здесь работает 2700 человек, но многие процессы автоматизированы, поэтому кажется, что в цехах достаточно пусто. Печи глиноземного производства. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Печи глиноземного производства. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. «Конечно, было хорошо, когда себестоимость у нас была $ 1,2 тысячу, а цена – $ 3,3 тысячи. Но и сейчас работать интересно. Мы постоянно живем в состоянии хорошего возбуждения. На каждом участке много проектов по снижению себестоимости, по оптимизации труда», – говорит Казачков. Одно из направлений модернизации – работа с ТЭЦ, в рамках которой БАЗ проводит капитальные и текущие ремонт котлов, что позволило уже сейчас увеличить их среднюю производительность на 30 %.
Как будут использовать освободившиеся площадки электролизного производства, пока окончательно не решено. Не исключено, что на них будет развиваться глиноземное производство
«Завод изначально был в основном глиноземным», – утверждает Казачков. Поэтому, по его мнению, «не стоит верить тем инсинуациям, которые были накануне выборов в Краснотурьинске». Напомним, года три назад город буквально сотрясали митинги против закрытия электролизного производства. Тогда казалось, что предприятие может погибнуть, но этого не произошло. По словам Казачкова, после закрытия электролизного производства из города уехали немногие, не больше 40 человек. Многие из тех, кто принял решение тогда уйти из «Русала», согласившись на отступные в виде нескольких окладов и соцпакета, сейчас просятся обратно. «Понимаете, это уже такой уклад жизни. Заводской», – говорит Казачков. Гендиректор БАЗа Владислав Казачков считает, что потребность завода в бокситах возрастет до 3 млн тонн в год. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Гендиректор БАЗа Владислав Казачков считает, что потребность завода в бокситах возрастет до 3 млн тонн в год. Фото: Дарья Шелехова, znak.com. Основной потребитель краснотурьинского глинозема – Саяногорский алюминиевый завод (входит в «Русал»). «Для каждого предприятия легче выстроить процесс с одним основным поставщиком. Нам тоже нет смысла расширять географию. В Хакассии достаточно стабильный и современный завод. Мы не видим существенных рисков», – говорит Казачков. Как и Неустроев из Североуральска, Казачков признает зависимость СУБРа и БАЗа друг от друга. По его словам, все программа модернизации алюминиевого завода построена из расчета запасов на СУБРе. И если сейчас БАЗ закупает около 2,4 млн тонн бокситов в год, то с 2017 год речь пойдет о 3 млн тонн. «На 35-40 лет работы точно хватит», – заключил он. Источник: Мария Плюснина, www.znak.com
Копировать ссылку
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных