Услуга Сбербанка оказалась удобной не только для клиентов. Отказываясь возместить ущерб, Сбербанк РФ кивает на полицию. Но пострадавший от мошенничества уверен, что заставит банкиров раскошелиться. Через суд!
«Мобильный банк» – это простой и удобный sms-сервис, позволяющий совершать платежи, переводы и другие операции по банковским картам с помощью мобильного телефона в любое время и в любом месте. Как показывает практика, «просто и удобно» этой услугой пользуются не только клиенты, но и мошенники.

Вернуть деньги Александр пытается через суд. Фото: Михаил Секерин
Североуралец Александр Бузунов советует всем: отключайтесь от услуги «Мобильный банк»! В противном случае вы рискуете обнаружить, что с вашей банковской карты неизвестно кто и непонятно как снял деньги.
Александр решил провести отпуск в Новосибирске. Отдых омрачился неприятным происшествием. Молодой человек обнаружил, что на его банковской карте осталось не 33 (как должно было быть), а только 22 тысячи рублей. Как показала распечатка, днем (12 сентября) с пластиковой карты было снято 2 998, а потом через пять часов – еще 8080 рублей. Александр не понимает, как это могло произойти – мобильный телефон он не терял и никому не передавал, так же как и саму пластиковую банковскую карту, пин-код от нее никому не сообщал. В Новосибирске по его просьбе карту оперативно заблокировали, что предотвратило возможное исчезновение оставшихся денег.
Вернувшись в родной город, Александр написал претензию в ОАО «Сбербанк России» с требованием возврата денежных средств. Ведущий специалист Управления претензионной работы Сбербанка М.В. Коробкова на это ответила: «ОАО «Сбербанк России» выполнил обязательства по переводу средств на расчетные счета получателя платежей». А по поводу того, что переводы осуществлялись без согласия клиента, то «по факту мошенничества рекомендуем вам обратиться в правоохранительные органы...».
Александр Бузунов написал заявление в полицию еще до того, как ему это посоветовали банковские специалисты. Заявление было направлено по территориальной подследственности в самарское МВД – туда, куда были отправлены денежные переводы.
Александр прокомментировал ситуацию: «Я теперь понимаю: деньги надежнее хранить не в Сбербанке, а в обычной стеклянной банке». Но на этом молодой человек не остановился и 22 октября направил исковое заявление на имя мирового судьи судебного участка №2 Татьяны Чепчуговой: «Считаю, что снятие денежных средств с банковской карты неустановленным лицом нарушает мои права как потребителя, так как ответчик ОАО «Сбербанк России» не обеспечил сохранность денежных средств на счете...». Интересно отметить, что Александр требует взыскать с ответчика не только исчезнувшие 11 078 рублей, но и штраф в размере 50% от присужденной суммы и возмещение морального вреда в размере 5 000 рублей.
Редакция следит за развитием событий.
1 января 2014 года вступила в силу девятая статья федерального закона №161 «О национальной платежной системе», которая призвана защитить клиентов операторов по переводу денежных средств от мошеннических действий. Законодательные изменения затрагивают все банки – эмитенты пластиковых карт и регламентируют правила возврата клиенту средств, украденных со счета его карты. До вступления в силу этой статьи, на стадии обсуждения вызывавшей бурные дискуссии в банковском сообществе, клиент, обнаружив, что произошло несанкционированное списание средств с карты, обращался в свой банк с соответствующим заявлением. После чего дожидался результатов расследования случившегося службами безопасности банка. Как правило, пострадавшие клиенты получали отказ в возмещении средств и мирились с потерей денег, не ввязываясь в судебные тяжбы. Однако с 1 января 2014 года закон обязал кредитные организации возвращать деньги клиенту по заявлению о фродовой операции вне зависимости от завершения расследования, если не доказано, что держатель пластика сам нарушил правила безопасности при пользовании картой.