Электрослесари вертикального подъема «Красной Шапочки» готовятся к демонтажу подъемной машины.

Слесари и сварщики вертикального подъема "Красной Шапочки". Фото: Алла Брославская
Скоро многотонная махина переедет на другое место жительства – в Черемухово, где сейчас строится новая шахта.
Работяги, которым предстоит разобрать и переправить машину, за свою судьбу не беспокоятся:
– Пока демонтаж идет, без работы не останемся.
– А потом? – интересуюсь я.
– Перейдем на «Черемуховскую-Глубокую».
Но это потом. А пока жизнь на «Красной Шапочке» идет привычным чередом.
Машин на стоянке у комбината много, равно как и марок авто. На территории шахты чистота, трава коротко подстрижена, клумбы пышут цветом. Народ, прибывший к утренней смене, пройдя через турникет, спешит в столовую за «тормозком». Потом – по участкам «занарядиться» (то есть получить задание от начальства), в медпункт, аккумуляторную, на крылечко покурить – и на работу. Забойщики – вниз, вспомогатели – вверх.
Раньше все они были субровчанами. Теперь часть работников переведена в «РИК» (ООО «РУС-Инжиниринг), и вроде как шахтерами они уже не являются. Но продолжают трудиться на благо предприятия. Среди тех, кто работает на вертикальном копре – слесари-ремонтники оборудования, сварщики, машинистки конвейеров и подъемов.

Машинист подъема Татьяна Саввина. Фото: Алла Брославская
Татьяна Саввина за рычагами рудной подъемной машины на 31-й отметке уже шесть лет, со времен начала работы копра. А общий стаж шахтерши 23 года. Пока мы с Татьяной общались и она рассказывала, как традиционно отмечается День шахтера в коллективе, поступил сигнал – началась выдача руды. Огромный скип «нарисовался» за окнами застекленной кабины, посыпалась в бункер серо-коричневая масса. В считанные секунды громадина опустела.
– Восемнадцать тонн, – констатирует машинистка.
С некоторых пор подъемы оснащены электронными регистраторами, которые фиксируют все – от давления в тормозной системе до точного места нахождения скипа.
С 31-й отметки переезжаем на 36-ю. Тут мужская обитель. На зарешеченном металлическими прутьями балконе идут бурные дебаты, касающиеся предстоящей в выходные дни замены хвостового каната на рудной машине.
Похоже, этим ребятам праздники «улыбнулись»:
– Работы запланированы на 24, 25 и 26 августа, – объясняет бригадир слесарей Игорь Кайгородов, – а в следующие выходные займемся демонтажем породной машины.
В праздничные дни работать предстоит всем – и слесарям, и сварщикам. Сварщик Сергей Мажукин пришел на «Красную Шапочку» в 1993-м, когда она еще была шахтой 15-15 бис.
– Начинал учеником ГРОЗ-проходчика, – вспоминает Сергей, – хотя корочки сварщика были, но сразу устроиться по специальности сложно. Проходчики требовались, сварщики – нет.
Время идет, все вокруг меняется. Были субровчане, стали риковцы, была шахта 15, стала «Красная Шапочка». А работяги как работали, так и продолжают работать. И вполне заслуженно считают День шахтера своим профессиональным праздником.
С праздником вас, горняки!