Как один, случайно найденный агат превратился в огромную коллекцию минералов. А все началось с небольшого камешка, который 12-летний Миша нашел в груде камней на шахтном отвале в Калье. Невзрачный камень оказался агатом, а красоту свою раскрыл не сразу...
– В детстве я его ободрал на наждаке, – вспоминает Михаил Владимирович, – и увидел рисунок. Отполировали его позже, лет через 15...
Второй его находкой была окаменелая раковина, которой, как оказалось, более 300 миллионов лет, и нашел ее Михаил там же, в отвале. В шахтах Североуральска такие экспонаты до сей поры встречаются. С виду – это круглый черный диск, приглядишься – раковина.
– Вот тогда стал задумываться, в душу запало – как так, триста миллионов лет пролежала в недрах. Значит, тогда здесь море было! Стал изучать геологию нашего месторождения... – рассказывает Цыганко.

В "Штуфном кабинете" идет экскурсия. Михаил Цыганко отвечает любознательным посетителям. Фото: Людмила Вахрушева.
Затем был подарок от дяди – геолог Юрий Шатный отдал племяннику несколько образцов.
С тех пор коллекция растет, как и круг товарищей, больных «каменной» болезнью. Михаил поддерживает связи с коллекционерами всей России.
Кстати, благодаря такой дружбе знаменитый челябинский метеорит оказался в Североуральске через три дня после падения. А еще в коллекции Цыганко есть уникальные камни – например, царегородцевит. Минерал назван так в честь геолога Сергея Царегородцева, крупного коллекционера минералов. Царегородцевит был открыт в 1993 году на горе Ярута (Приполярный Урал) и считается весьма редким минералом. Но он тоже есть в коллекции Михаила Цыганко.
– Теперь уже нет того дефицита общения, информации, как лет десять назад. Люди приезжают сами, привозят подарки. В ноябре вернулся из Джезказгана, это Казахстан. Кто-то едет на моря, а мне интереснее поехать за камнем. Поэтому пол-отпуска провожу в тайге. Прошлый год отдыхали всей семьей в Крыму: там и с камнем порядок, и море под боком, – улыбается Михаил.
Есть в коллекции Цыганко камни исторические. Среди них – яшма. Историю о том, что в конце 18-го века Екатерина II отправила на Урал своего урядника генерал-майора Данненберга в экспедицию – на поиски яшмы, Михаил Цыганко узнал из местных газет. Сообщалось, что Максим Походяшин, владелец медных заводов и известный промышленник, дал поручение найти камень своим людям. Те нашли яшму, агаты. Построили для перевозки пристань на реке Улс, но царские дворцы в Санкт-Петербурге было суждено украсить другому, южноуральскому камню – доставить его оказалось проще. Так и осталась добытая яшма в нашей тайге.

Это образец черемуховской яшмы. Фото: Михаил Цыганко
Спустя два века отыскать камень стоило сил и времени. Михаил Цыганко с друзьями изучали архивы и старинные карты. Потребовалось пять экспедиций и семь долгих лет, чтобы поиски увенчались успехом.
В октябре этого года «царская» яшма неожиданно открыла свои секреты. Розовато-фиолетовый камень был найден неподалеку от зимовья Баронское, что в 50 км от Североуральска. Помогли живущие там фермеры, семья Бывальцевых, которые разводят коров и птиц, тем и живут. Владимир, Светлана и их дочь Алена точно указали место в лесу, где аккуратно, штабелями лежала яшма, так и не дошедшая до столицы.
В «Штуфном кабинете», который открылся в городском музее по инициативе Михаила Владимировича в 2014 году, у каждого камня своя история. Ярко-зеленый турьинский малахит был найден в лесу – такую красоту во времена Максима Походяшина кидали в плавильные печи, а один камень выпал по дороге из Турьинских Рудников в Петропавловское, сохранив для нас кусочек 18-го века.
...Прозрачный горный хрусталь, нежные веточки самородной меди, необыкновенный отлив огромной соляной глыбы и элегантные вкрапления медного изумруда воспринимаются не как неодушевленные камни. В них – ощущение вечности, гармонии, красоты, застывшей во времени.
Несмотря на изобилие и красоту минералов, любимого камня у Михаила Цыганко нет.
– Раз на полку поставил, значит, он стал частью коллекции, чем-то запал в душу, – говорит Михаил Владимирович.
Михаил Цыганко увлечен не только минералогией. Он сплавляется по рекам Сосьве, Вишере, Лозьве. Ходит с сыновьями в походы по горам, в лес, ведет свой сайт и даже подготовил книгу к печати – это большой, богато иллюстрированный труд о минералогии нашего района. Вот только на его издание средств пока не хватает.