Субровчанин Алексей Василенко, воин-интернационалист, ветеран боевых действий, преданный своему городу североуралец.
Алексей Григорьевич трудится на СУБРе с 1991 года. Начинал горным мастером на кальинской шахте, был начальником участка на 14 шахте. Сегодня он заместитель начальника участка очистных и горно-подготовительных работ на шахте «Черемуховская». И хотя горняцкий трудовой стаж уже наработан, с шахтой расставаться не собирается.
- Я люблю свою работу так же, как и свою малую родину, поселок Калья. Всегда хотел жить в Североуральске, поэтому и профессию выбирал горняцкую. Окончил с красным дипломом Уральский горный институт по специальности «шахтное строительство» и сразу пришел работать на шахту, - рассказывает Алексей Василенко. - На шахте все четко. Дал наряд, выполнили наряд – отчитались.
Алексей Григорьевич – человек мужской закалки, он гордо называет себя патриотом.
- Я сын фронтовика, мой отец Григорий Василенко воевал в Великую Отечественную, награжден орденом Славы и двумя медалями «За отвагу». Нас в семье пятеро братьев, и все служили. Я с детства мечтал о ВДВ, хотел испытать себя на прочность, - делится воспоминаниями Алексей.
С 16 лет кальинский парнишка начал обивать пороги военкомата с вопросом «Что нужно для службы в ВДВ». Чтобы попасть в десантные войска, Алексей занимался спортом, совершил необходимое количество прыжков с парашютом, получил удостоверения водителя категории "В" и "С" и попал-таки в ВДВ. А после окончания школы молодого бойца вместе с четырьмя сослуживцами североуралец написал заявление на службу в Афганистане. Интернациональный долг старшина Василенко исполнял четыре с половиной года.
- Я отслужил с 1982 по 1984, а потом остался на второй срок. Все время служил в саперной роте 350-го десантного полка 103-ей гвардейской десантной дивизии, - вспоминает Алексей. – Боевых операций было много. Объехал весь Афганистан: Кабул, Кандагар, Гардез, Газни, Джелалабад, Чирикар, Пули-Хумри. Я сапером служил. Моя задача была разминировать и обезвредить все взрывные устройства на пути роты и батальона. Я шел всегда впереди, за мной - люди.
На вопрос о страхе и чувстве самосохранения Алексей честно отвечает: - Страшно было всем. Если на тебе больше 30 килограммов веса - бронежилет, каска, автомат, миноискатель, магазины, саперная лопатка, аптечка, гранаты – даже при обстреле упасть и ползти не получается: руками гребешь, а из-за тяжести сдвинуться не можешь. Поэтому передвигаешься только стоя, спасаешься перебежками. Приходилось себя настраивать, со временем чувство страха притуплялось. Самое тяжелое испытание – это даже не обстрел и длительные переходы в горах. Самое тяжелое - остаться без воды и терпеть жажду несколько дней.
За исполнение воинского долга старшина Василенко имеет наградные знаки, медали и орден Красной Звезды.
- Орден дали за операцию в Панджшерском ущелье. Бои были тяжелые. Нас обстреляли. Убили командира роты, ранили четырех. Мы заняли круговую оборону, отбивались. Отбились. Потом я двоих раненых вынес к вертолету. А медаль «За отвагу» меня уже нашла, когда я учился в горном институте.
Сегодня у Алексея Василенко дружная и крепкая семья, двое взрослых детей, есть внуки.
Людмила Михалева.