В поселке Черемухово с апреля идет строительство жилого дома, квартиры в котором должны будут выделены тем, чье жилье подлежит списанию. Кирпичное здание растет как на дрожжах – темпы впечатляют... А качество?
Стройку "венчает" такой паспорт. На территорию не пускают. Фото: Елена Ковыршина
...Высокий забор и знак, запрещающий проезд и проход, – так встречает новая стройка любого, кто пытается подойти к объекту. Огромные железные ворота закрыты изнутри, на территорию не впускают. Табличка перед воротами вещает о том, что строительство объекта ведет ООО «Жилстрой», представитель генерального подрядчика Лошков Николай Евгеньевич. Начало строительства – I квартал 2015 года, окончание – IV квартал того же 2015-го. Разрешение на строительство выдано администрацией Североуральского городского округа.
Прораб стройки Александр Щербаков оказался достаточно словоохотливым человеком. «Трехэтажный жилой дом по улице Калинина строится по программе правительства «Переселение из ветхого и аварийного жилья», – говорит он. – В начале года был заложен фундамент, 4 апреля приступили к возведению стен, а к 9 мая уже подвели объект под крышу».
На вопрос о том, кто работает на стройке, Александр Юрьевич ответил, что это, в основном, приезжие из Средней Азии, иными словами гастарбайтеры. Трудится бригада, что называется, от зари и до зари. Качеством работы прораб вполне удовлетворен, ведь с этими людьми он сдал уже не один объект. До черемуховской стройки был дом в Калье, возведенный в рамках той же федеральной программы.
Люди не ценят
– Напишите, пожалуйста, что люди не ценят того, что им досталось бесплатно, – продолжил беседу Александр Юрьевич. – Мы сдали кальинский дом красивым, чистым, ухоженным. А что теперь? Те, кто получил в нем квартиры, попросту гадят у себя же дома. Некоторые жильцы сразу стали продавать плиты, установленные на кухнях, в первом и во втором подъездах грязь, уже исписанные стены. А мои рабочие перед тем, как сдать объект, привели все в полный порядок.
Подключившийся к разговору охранник стройки Игорь Суседько тоже рассказывает о непорядочности жильцов нового кальинского дома. "Хоть через газету их к совести призывай", – отметил он.
Дом "под крышу" вырос буквально за месяц, к 9 мая. Фото: Елена Ковыршина
Уважаю этих рабочих
Разговор перешел на темпы строительства, которые и вправду поражают своей стремительностью. О рабочих прораб говорил с уважением, все время подчеркивая, что это необыкновенно трудолюбивые люди. Да, коренного населения среди строителей почти нет, работают, в основном, гастарбайтеры. А что же местные? Их не берут или зарплата слишком мала?
– Да обращались к нам и местные. Только сразу видно, что работать человек не намерен, некоторые с запахом застарелого перегара приходили искать работу. Разве такого возьмешь? А зарплата у нас достойная. Ребята из Средней Азии не ленятся и зарабатывают соответственно, – разоткровенничался прораб. – Я не утверждаю, что все мужики пьют и не хотят работать, но присутствуют такие «качества» среди местных. С гастарбайтерами мне проще.
Вместо послесловия
Согласно последним исследованиям Всемирного банка, Россия по притоку иммигрантов занимает второе место в мире, уступая только США . Общая численность иностранных граждан, работающих в нашей стране, оценивается экспертами от 5 до 12 млн. человек.
По заявлению министра труда и социальной защиты Максима Топилина, обязательным условием для получения регионами денег, выделенных российским правительством на борьбу с безработицей, является замещение иностранной рабочей силы россиянами. По его словам, регионы должны разработать свои программы по занятости населения, а федеральный бюджет будет компенсировать около 90% затрат.
Пока же мы наблюдаем такую картину: рынок труда предлагает все меньшее число вакансий, количество безработных растет, а на строительстве домов трудятся иностранные рабочие. Почему? Компаниям, вероятно, выгодно привлечение иностранной рабсилы, ведь гастарбайтеры готовы работать по 12 часов в день, практически от зари и до зари за гораздо меньшую зарплату, чем та, что пришлось бы заплатить российским работникам.
А выгодно ли это для экономики страны в целом? Нет. Ведь деньги, заработанные в России, здесь не остаются. Они переводятся в доллары и отправляются в страну основного проживания работающего иностранца.
С 1 января 2015 года значительно ужесточились правила приема на работу иммигрантов. Но строительные компании все же более охотно нанимают именно их. А может быть, дело не только в дешевизне рабочей силы? Может быть, дело и в нас, в нашем менталитете? Ведь почему-то Александру Юрьевичу, да и многим другим прорабам и мастерам на стройках, гораздо комфортнее работать именно с гастарбайтерами.
Текст и фото: Елена Ковыршина