В редакцию обратился дед девочки, которая начала ходить в детский сад. Мужчина пожелал остаться неизвестным, объяснив это просто: «Не хочу, чтобы на внучку косо смотрели...»
На новое ограждение нужно 186 тысяч рублей. Но денег в городском бюджете нет. Фото: Алла Брославская.
Но и молчать Николай Андреевич (назовем его так) не собирается.
– Пришел за ребенком в садик и поразился, – объясняет дед, – что это за «Аленький цветочек»? Кругом серость, ни песка, ни цветов в клумбах, мебель в группах вся старенькая, пол на уличных верандах дырявый, доски частично отсутствуют...
Николай Андреевич также возмущен и сбором денег с родителей на нужды детского сада.
"Дочь у нас – мать-одиночка. А с каждой семьи просят по две тысячи сдать. Получается, благоустройство детского сада – это забота родителей? Мне лично непонятно, у нас что, деньги из федерального бюджета на сады не выделяют?" – спрашивает пожилой мужчина.
Беспокойный дедушка обратился не только в газету. По его словам, он созвонился с управлением образования Североуральска и написал заявление в Роспотребнадзор. Ему хотелось бы понять, кто за что платит и кто за что отвечает.
Без родительской помощи – никуда...
В группах уютно, благодаря стараниям сотрудников и родителей. Фото: Алла Брославская.
Заведующая детским садом №1 «Аленький цветочек» Наталья Кузнецова не отрицает, что состояние территории вокруг подведомственного ей дошкольного учреждения оставляет желать лучшего. И не скрывает, что деньги с родителей действительно собирают. Потому что без них садику не обойтись.
– Для того, чтобы администрация города выделила садику деньги, нужно писать заявку за месяц вперед, – объясняет Наталья Сергеевна. – Мы пишем заявление в бухгалтерию управления образования, они в свою очередь направляют заявку в бухгалтерию администрации. Так что если нужно на праздник, к примеру, воздушные шары для оформления зала купить, я просто достаю из кошелька деньги и покупаю. Так проще.
Идем с заведующей на участки. Наталья Сергеевна показывает места, о которых говорил пожаловавшийся в редакцию родственник воспитанницы садика – веранду, клумбы. Перед фасадом «Аленького цветочка», встречающим детвору по утрам, цветов уже нет. Они, по словам заведующей, отцвели. А с другой стороны, где малыши гуляют, еще радуют скромным цветом настурции, георгины, ромашки.
Проходим к «многострадальной» веранде – дыра в полу, которая окончательно вывела из себя Николая Андреевича, уже ликвидирована, зашита досками.
Пол веранды "заштопали" на личные деньги заведующей садом Натальи Кузнецовой. Фото: Алла Брославская.
– Полкуба досок купила на свои средства, – говорит Наталья Сергеевна, – две двести отдала. Своего плотника в садике нет, буду искать человека, который займется ремонтом пола соседней веранды.
А вот когда начнут менять забор вокруг «Аленького цветочка», пока неизвестно.
– Проектно-сметную документацию составляли уже два раза, – рассказывает Наталья Кузнецова. – Первый раз еще при прежней заведующей, второй раз при мне...
На первый проект, подготовленный пять лет назад, ушло две тысячи рублей. Но со временем цены на услуги и материалы менялись, а деньги на новое ограждение не выделялись. Пришлось делать еще один проект с новыми расчетами, на его составление ушло еще три тысячи рублей. А на сам забор, по нынешним расценкам, требуется 186 тысяч.
О том, сколько и на что сдают родители, рассказала воспитатель одной из групп детского сада №1 Наталья Амерханова:
– В этом году собираем с родителей по тысяче рублей. Сумму обсуждаем на общем собрании. Мы объясняем, что садику нужно, и вместе решаем, сколько денег собирать. Это дело добровольное, никто никого не принуждает. И по срокам оплаты не подгоняем. Семь семей уже сдали деньги, трое – сразу по тысяче. На эти деньги купили краску. Если родители не имеют возможности помочь материально, то помогают физически – ремонт сделать, стульчики починить. За каждый рубль перед родителями отчитываемся, куда что пошло, – говорит воспитательница.
По словам Натальи Борисовны, каждому воспитателю ежемесячно выделяют из бюджета деньги на «книгоиздание» – есть такая статья финансирования. 100 рублей в месяц. А одна интересная, красочная книжка стоит 400 рублей.
– И все равно покупаем, – говорит воспитатель, – свои деньги добавляем. Должны же дети чем-то заниматься в садике.
Бесперебойное финансирование – это из советских времен
Чтобы понять, только ли в «Аленьком цветочке» такая ситуация с финансированием, а точнее, с его отсутствием, общаемся с заведующими других детских садов. Ольга Арбузова руководит садом №18 с 2008 года и с полной уверенностью утверждает, что все эти годы детские сады финансируются очень слабо.
– Практически все делается силами родителей и сотрудников, – говорит Ольга Петровна. – Всем нам хочется, чтобы детям в саду было уютно и хорошо. Другой возможности, кроме как делать это самим, нет. И родители помогают от души.
В этом году детсаду №18 повезло – из городского бюджета выделили 50 тысяч рублей на спил тополей. «Нам хватило этих денег и на тополя, и на то, чтобы территорию возле садика прибрать. Еще раз повторюсь — нам повезло, другим — нет...» – говорит Арбузова.
Также Ольга Петровна пояснила, что родительская плата за пребывание ребенка в детском саду составляет всего 20% от полной стоимости, остальные 80% доплачивает городской бюджет.
– Говорят, что переведут нас на областное финансирование, – рассуждает Ольга Арбузова, – но когда, неизвестно. Переход на самоокупаемость – тоже вопрос сложный. Так что низкий поклон до земли нашим родителям. Хотя, безусловно, любой руководитель мечтает о нормальном, бесперебойном финансировании, которое, возможно, было в советские времена.
Денег нет. Но требования СанПиНа выполняем
Заведующая детским садом №33 Ольга Захарова на вопрос, кто и на какие средства обустраивает территорию детского сада, ответила так:
– Родители помогают, спонсоров ищем. Деньги из бюджета на это не выделяются, даже статей таких нет. Того, что дает местный бюджет, едва хватает на поддержание нормального состояния внутри детского учреждения. Здесь 11 групп, 11 приемных, 11 спален. А помимо групп есть еще и подсобные помещения. Финансируют нас очень скромно, основная статья – заработная плата. Субсидии на оплату коммунальных услуг выделяют на девять месяцев. А что делать в оставшиеся три? Мы сейчас с грустью вспоминаем времена, когда методкабинет заваливал нас игрушками и литературой. А сегодня у меня такое впечатление складывается, что детские сады вообще никому не нужны. На собственные деньги мы покупаем бумагу, заправляем картриджи, даже сами нанимаем трактор, чтобы дорогу зимой расчистил для подъезда машины с продуктами. По весне щебень завозим, чтобы дорогу подсыпать. Денег нет, а требования СанПиНа нужно выполнять. А за благоустройство детских площадок спасибо инициативным родителям...
Не сдадите деньги – закроем детский сад!
Регулярные сборы средств с родителей – явление не новое. Большинство уже привыкли и воспринимают просьбу помочь детскому саду как должное. Есть инициативные мамочки, которые сами изъявляют желание навести порядок в группе или посадить цветы на участке. Есть такие, кто особого энтузиазма не проявляет, но деньги на создание уюта для собственного чада все же сдает. Есть и такие, кто категорически не согласен раскошеливаться на содержание муниципальных учреждений и готов доказывать свою правоту на всех уровнях. К этой категории относится и Николай Андреевич.
На вопрос заведующей детсадом «Аленький цветочек» Наталье Кузнецовой, что будет, если все родители договорятся между собой и перестанут принимать участие в финансировании нужд дошкольных образовательных учреждений, Наталья Сергеевна на полном серьезе ответила: «Роспотребнадзор просто закроет нас за невыполнение СанПиНов...»
Оригинальная картина вырисовывается: финансирования нет, а штрафные санкции – всегда пожалуйста. Вот, честное слово, интересно было бы посмотреть, как Роспотребнадзор разом закрывает все детские сады в городе и поселках.