Мы снова в гостях у черемуховских лыковых. Их единственное жилище – небольшая избушка в 30 километрах от Черемухово. Игорь и Галина продолжают жить в североуральской тайге в стороне от цивилизации. Именно жить, а не выживать.Ночью Игорь выходит из избушки, настраивает монокуляр и наблюдает за ходом небесных светил.
Для того, чтобы разглядеть туманность Андромеды, нужен телескоп. Фото: Михаил Секерин
Мороз за 40 съел весь запас дров. Окошко, затянутое полиэтиленом, покрылось толстым слоем инея, и вылезать из-под одеяла не хотелось. Все «сухары» возле избушки были пущены на дрова еще в прошлые зимы. Теперь искать сушняк приходится далеко, метров за 500 от очага, и тащить лесину на собственном хребте. Труд тяжелый, но Игорь не унывает. «Дрова греют дважды – когда их готовишь и когда они горят», – шутит таежник.
Совсем рядом, в полутора километрах, начала работать лесозаготовительная бригада всеволодского предпринимателя Кузницына. Николай не раз выручал таежных невольников, даже буквально спасал от голодной смерти. И сейчас, наверное, не бросит. Пошлет трелевочник из делянки с четырьмя-пятью хлыстами, чем решит проблему дров на всю оставшуюся зиму.
Около избушки глаз цепляет необычную для таежного быта треногу. Сделана она руками Игоря Ивановича из дерева и гвоздей. Это – штатив, который фиксирует монокуляр в нужном горизонтальном и вертикальном направлении. «Звезды я с детства люблю, сам телескопы собирал», – вспоминает Игорь. Пока он наблюдает за светилами в 16-кратный монокуляр. Разглядывает Меркурий и Юпитер: «У Юпитера четыре спутника, каждый с нашу землю, у каждого свое имя. Первым их увидел Галилей», – рассказывает Игорь. Он мечтает в будущем купить небольшой телескоп и разглядывать не только кольца Сатурна, но и Туманность Андромеды. Он хочет увидеть в телескоп галактику, которая для невооруженного глаза лишь тусклая, размытая звезда. Увидеть и показать своей Галине галактику, в которой звезд больше, чем во всем Млечном Пути и свет от которой идет к нам два миллиона лет...
Своими вопросами я возвращаю Игоря на землю, мне интересно узнать, как «видятся» из тайги события на Украине. «Правобережье днепровское – там украинцы, а левый берег – русские шахтеры. В Афганистане мы высадились и решили задачу за считанные часы. А тут – дети гибнут, старики, а Путин все на тормозах спускает», – рассуждает таежник. Галина спокойнее относится к военному кризису и стремительному падению курса рубля: «Нам не о чем переживать, мы спим спокойно. Разве что год-два назад с тыщей в магазин ходили за продуктами. А сейчас Игорю три тысячи надо. Я ничего не говорю – мужчина». Женщина, по мнению Галины, выбрала бы что-нибудь подешевле. «Можно поменьше издержать, но сама-то не могу выбраться и потому молчу», – объясняет она. Таежная жизнь все труднее дается Галине, побаливают ноги. «Я их живицей мажу. Как только заболят коленки – все, пора. Живица помогает, но она липкая больно. Если хочешь лечиться – терпи. Я-то взяла солярки, вытерла – и все. А люди бывают недовольны», – делится своим рецептом здоровья Галина. Конечно, ей бы хотелось жить в Черемухово, где с бытом полегче. «Там Саша, охотник. Лет 15 с ним уже знакомы. Хорошие люди, единственные знакомые. А больше ни к кому и не ходим. Они с женой ищут, где бы мы могли снять помещение. Денег поднакопим на ремонт, а за квартиру должно хватить пенсии, едим-то уже не так много, как в молодости...»
Сотрудник музея Наталья Махвиеня поделилась впечатлением от встречи с таежными невольниками. Наталья недоумевает – вроде ничего особенного не сказано, ничего не произошло, ничего не сделали. Но идем от них – и на душе хорошо: «Реально верующие после церкви такими ходят. Удивительно, конечно, как Игорь с Галей живут, не теряя оптимизма, с улыбкой. После всего, что ими пережито...»