Внуки вспоминают дедов - участников Великой Отечественной войны

9 Мая – святой для каждого из нас день. Это день памяти великого подвига наших отцов, дедов и прадедов, отстоявших свободу и независимость Родины в смертельной схватке с немецко-фашистскими захватчиками. Мы склоняем головы перед светлой памятью погибших, не вернувшихся с войны, навеки оставшихся на полях сражений. Этот подвиг навсегда останется в сердцах поколений! Мы помним, любим, гордимся…
Андрей Бондаренко рассказывает о своем дедушке – Петре Ильиче Ермакове. Родился и жил Петр Ильич в Смоленской области, в селе Дубинино, на войну пошел в 16 лет, в 1942 году. Дед специально “потерял” документы, сказал, что ему 18, и отправился на фронт. Ехать далеко и не пришлось: фронт проходил в районном центре Карманово Смоленской губернии. Дед воевал в артиллерии, был ранен и контужен. Его отправили в полевой госпиталь. Там его и выхаживали. А сам госпиталь был то за линией обороны, то перед ней. Когда дед Петя немного оправился, ушел в партизаны.
Его родное село Дубинино находилось в оккупации, а он с партизанским отрядом освободил местных жителей от фашистов. Кстати, моя бабушка была связной в этом отряде, там она и дед познакомились и не расставались всю жизнь. Умер мой дед Петр Ермаков в 1962 году от осколка. Этих осколков у него в теле было множество, а один был рядом с сердцем. Дед мучился от ранений всю жизнь, и врачи решили ему помочь. Но просчитались: осколок вытащили, но сердце деда остановилось. Андрей не помнит своего дедушку – партизана-героя Петра Ермакова, о нем рассказала мама Андрея. А фотографий деда, к сожалению, не сохранилось. Было маленькое фото, но оно сгорело вместе с домом во время пожара.
Алексей Малошенко вспоминает своего деда – Героя Великой Отечественной войны, кавалера ордена Красной Звезды Андрея Павловича Малошенко: Рассказывает о нем с гордостью и любовью. Дед родом из Западной Украины. На войну ушел, когда ему исполнилось 18 лет. Прошел школу ускоренной подготовки младшего офицерского состава, воевал с самого начала войны и до ее окончания.
Дед мало говорил о войне. А по его редким рассказам знаю, что он был в составе действующей армии в Белоруссии. Рассказывал, как две недели просидели в окружении в болотах. А однажды моего деда спас от смерти орден Красной Звезды, который он носил на груди. Пуля попала в орден, и от него откололся кусочек металла. Зато дед остался жив и дошел до самого Берлина, расписавшись на Рейхстаге. Смеялся, что когда приехал Жуков и поставил свою роспись на стене Рейхстага, он решил, что ничуть не хуже Жукова, и сделал то же самое. Умер дедушка в 1998 году. У него было огромное количество наград, которые он оставил своим внукам.

Интересный факт: дед Андрей никогда в жизни не курил, даже на войне не закурил. Все сигареты, которые ему положены были как солдату, он отдавал своему взводу. Войну вспоминал очень редко и неохотно, не хотелось ему об этом говорить.
Елена Ковыршина: Все рассказывают о своих дедах-героях, а у меня другая история. Мой дед Сергей Тимофеевич Константинов ушел на войну 7 июля 1941 года из Вышне-Волоцкого района Калининской (ныне Тверской) области. И больше о нем почти до конца войны никто не слышал.
Бабушка Анна осталась одна с малыми детьми и знать не знала, где ее муж. Лишь в 1944 году его признали пропавшим без вести. А в 1945-м до бабушки дошли слухи, что дед попал в плен, а после плена – в сталинские лагеря по 58-й статье “Измена Родине”. Бабушку после этого известия вышвырнули из дома вместе с детьми. Как она сама говорила, “дали 24 часа”. Работала она на стеклозаводе. Собрала котомку, малолетних девчонок и пошла пешком в деревню к своей маме. Ее заставляли написать заявление, что отказывается от мужа. Не написала она его, так и перебивались на картошке, что росла в огороде.
А в 1953 году после смерти Сталина деда освободили из Гулага и он приехал к бабушке… с новой женой, чтобы моя бабуля дала ему развод. Дала, конечно. А потом дед уехал в Нальчик. Перед смертью написал своей дочери (моей маме), чтобы приехала к нему. Но бабушка твердо сказала: только посмей! И мама не ослушалась.
Умер дед в 1971 году. Дом в Нальчике отдали под детский дом (довольно большой был особняк). Думаю, что не попади дед Сергей в плен, все в жизни было бы иначе. Но воевать пришлось недолго, зато долго скитался и сидел. Говорят, был и в Германии, и в Италии, и много куда судьба заносила пленного русского солдата. На сайте “Память народа” я нашла данные о том, что мой дед воевал в 5-й стрелковой дивизии в 142-м стрелковом полку рядовым стрелком. Освобожден из плена в 1944 году, осужден 14 мая 1945-го, в день десятилетия моей мамы… Уже позже был реабилитирован и получил награды – ордена и медали.
Поделиться в соцсетях:

Условия размещения рекламы
Наш медиакит
Комментарии
Популярные новости
Вход

Через соцсети (рекомендуем для новых покупателей):

Спасибо за обращение   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

Спасибо за подписку   

Если у вас возникнут какие-либо вопросы, пожалуйста, свяжитесь с редакцией по email

subscription
Подпишитесь на дайджест «Выбор редакции»
Главные события — утром и вечером
Предложить новость
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсь
с политикой обработки персональных данных