Кларе Владимировне Сушко 77 лет. В 1967-м она приехала из Ирбита во Всеволодо-Благодатское, а в 1969-м переехала в Североуральск. Судьба у этой милой, общительной женщины интереснейшая. В техникуме Ирбита она выучилась на пчеловода. Но вскоре поняла, что в нашем северном краю такие узкопрофильные специалисты вряд ли будут востребованы. В техникуме студенты изучали, как устроены сеялки, веялки, трактора. Но водительского удостоверения не получали. Поэтому Клара отучилась в ДОСААФе, получила права и 29 лет проработала водителем на машине ГАЗ-51.
Эксперимент с пчелами провалился. Снег помешал
Газпромхоз “Денежкин Камень” решился на эксперимент - разводить пчел. Отправили пчеловода Клару в Краснодарский край поездом, чтобы привезла оттуда соты с пчелами.
- Недалеко от Геленджика были пасеки, - вспоминает Клара Владимировна, - собрали мне фанерный ящик типа посылки, там рамки, соты с пчелами. Я привезла их сюда, чтобы понять, можно или нет содержать их тут. Четыре рамки, не меньше 2-х кг пчел. Приехали числа 12 июня, 67-й год. Пчелы только маленько облетались, а наутро снег под полметра, цветов-то никаких, как нынче. Посадили пчел в улей, но поскольку развиться они не успели, пришлось просто стряхнуть их с рамок на волю. Я думаю, они, конечно, погибли.
Устроилась кондуктором, а потом пересела за руль
После неудачного опыта работы по специальности, Клара устроилась кондуктором в автохозяйство. Поселили ее в первое общежитие. В 1970-м году отправили проводить перепись населения. А после переписи Клара пошла проситься на машину водителем.
- Пришла первый раз в третью автоколонну, начальник Александр Михайлович Шишов глянул на меня, я ростика маленького, - смеется Клара Владимировна, - второй раз пришла. Диспетчер Галя Тимофеева и говорит начальнику: “Дак возьми ее, не справится, сама убежит”. Он сказал: “Ладно, приходи. Работать будешь все время во вторую, вечернюю смену”. 27 апреля 70 года я прошла стажировку.
Вечерами, с 6 вечера до 12 ночи, Клара Владимировна возила на машине дружинников. Вскоре семья появилась, старший сын родился. Клара начала работать посменно - неделю с утра, неделю во вторую. Возила взрывников и рабочих. Североуральск строился и рос.
- Возила рабочих, когда Колонгинское водохранилище строили, - рассказывает Клара Сушко, - на все дома возила, на садик, на седьмую столовую. Потом начали дома строить в Питере, санэпидемиологическую станцию, потом пентагон наш тоже. Куда ни глянь - везде возила. Пусть небольшой, но это мой вклад в город. Возила на Сосьвинское водохранилище по дороге на Ивдель, и даже на Андрюшинское за Карпинск пришлось ездить. Жалко наш город, в те годы он был такой чистый и красивый…
На снижение цен не надеемся?
Клара выросла в многодетной семье, их у мамы было шестеро. Школа в деревне - четыре класса, в пятый нужно было ходить за полтора километра.
- С пятого класса мы уже сами убирались в классе, - вспоминает женщина, - весной посевная, тоже все делали мы. Потом пололи, я все лето с тяпкой ходила. Потом покос начинался - утром мама будит, все, пошли. Я в первый класс пошла, когда Сталин умер. Все ждали весны, ждали снижения цен. А сейчас в магазин не успеешь прийти, уже новая цена выше прежней.
Женщин-водителей было 8 человек
Клара Владимировна говорит, что была не единственной женщиной-водителем в Североуральске, таких в городе было 8 - на хлебовозках, на почтовой машине.
- Приходили еще, но не прижились, - объясняет Клара, - я отработала водителем 29 лет, в СМУ-5, потом в СМУ-7, на пенсию вышла в 1999-м. Во всех учреждениях работали взрывники, одни строили подвалы, вели монтаж, другие - дороги. Скалы же везде, под все дома котлованы взрывали. В черте города взрывали под колпаком, трубы большие, сетку наваривали и прикрывали.