Североуралец Николай Супрунов продолжает делиться воспоминаниями из детства, за что мы ему очень признательны - не многие помнят, как жил наш город более 60 лет назад, а ведь это так интересно. Тем более, когда человек может рассказать интересные истории в деталях и подробностях. В первую нашу встречу Николай Супрунов рассказал,
как заключенные строили больничный городок в Североуральске и как дважды пытались совершить побег.
Дедушка Костенко, тротуары, калоши, спасение мальчика
Николай Петрович помнит случай, произошедший году в 1955-м. После второго побега заключенных, со стройки их убрали, огромный деревянный забор, которым была обнесена территория, где стояли вышки с вертухаями, люди постепенно растащили на свои нужды. А электролиния, идущая вдоль улицы, осталась.
- Жил в то время в Североуральске мужчина по фамилии Костенко, мы звали его дедушкой, - вспоминает Николай Супрунов, - он вручную делал тротуары во дворах, где сейчас стоят двухэтажки на Ленина, от дома №34 до самого 28-го.
Как рассказал Николай Петрович, для укладки асфальта дедушка Костенко имел все необходимое “оборудование” - на коленях вместо наколенников калоши, треугольные деревянные равнялки, чтобы разглаживать асфальт, бочка на колесах, в которой он варил смесь, и небольшой ручной каток.
Однажды электрический провод от линии, подающей ток на больничную стройку, оборвался, а система, как говорит Николай Петрович, почему-то не отключилась, и провод во все стороны искрил. Рядом играли двое мальчишек, и они решили поймать искры.
- Один хапнулся за провод рукой, почему-то его не убило, наверное, потому что погода стояла сухая, - вспоминает североуралец, - и этот дедушка Костенко его спас. Надел на руку калошу, вырвал провод у мальчишки из рук. Правда, руку мальчику ампутировали где-то почти до локтя. А Костенко было лет 40, а может, 50.
Североуральск - город вороватый
Помнит Николай Петрович еще один случай - как вывалилась часть здания на улице Мира, 3, где сейчас располагается банк.
- Мы в 1956-м уже переехали на Ватутина, где сейчас стоит самолет, там раньше были деревянные двухэтажки, - говорит Николай, - в школу я пошел третью, на Молодежной, где сейчас девятая. Видел, как вывалился полностью угол четырехэтажного дома, от самого верха до низа, тот угол, который выходит на улицу Каржавина.
Произошло это, по словам Николая Супрунова, весной, в апреле или мае. Спрашиваю, почему так случилось - раньше ведь строили качественно, требования были строгие.
Он объясняет просто - Североуральск всегда был городом вороватым. Наверняка, чтобы раствор зимой не замерзал, в него добавляли соль. А по весне соль растаяла вместе со стеной дома.
Продолжая тему вороватости, Николай Петрович с улыбкой вспоминает: “Мне рассказывали, что один прораб у нас в Североуральске построил себе 11 гаражей из плит перекрытия, которые предназначались на строительство жилых домов. Хорошие перекрытия уходили на гаражи, а на дома - с углами отбитыми и трещинами”.
Прошу Николая Петровича, чтобы заходил почаще и делился воспоминаниями. Согласитесь, интересно!